Люстра Чижевского. Ионизатор воздуха. Официальный сайт Мордовского госуниверситета.
Текущая страница: Материалы от биографа Чижевского Сёмочкиной О.В. Уроки Чижевского. Воспитание на примере А.Л.Чижевского.

Люстра Чижевского.рф


Книга "Уроки Чижевского".

Разделы сайта:
Главная
А.Л.Чижевский
Люстра Чижевского
Принцип работы
Параметры
Применение
Противопоказания
Недостатки
Термины
Литература
Дополнительные материалы

   Материалы от биографа А.Л.Чижевского Сёмочкиной О.В.

   Уроки Чижевского
      В ритме Солнца
      Молния в руках человека
      Электроокраска
      Структурный анализ движущейся крови
      В науке я прослыл поэтом
      Символ света
      Живопись А.Л.Чижевского
      Философия А.Л.Чижевского
      Экскурсии
      Памятные места Москвы, связанные с жизнью и деятельностью Чижевского
      Воспитание на примере А.Л.Чижевского

      Стихи Чижевского.
      Книга "Музыка тончайших светотеней".
        Часть 1
        Часть 2
        Часть 3
        Часть 4
        Часть 5
        Часть 6
        Часть 7
        Часть 8
        Часть 9

        Живопись Чижевского



Ионизаторы воздуха люстры Чижевского Аэроион-25 Мордовского университета Модели ионизаторов воздуха (люстр Чижевского), цены, условия поставки на сайте: http://www.ion.moris.ru

Из книги "Уроки Чижевского".
Авторы - Сёмочкина (Панферова) Ольга Владимировна, Прасолова Елена Лазаревна.

Классный час в форме коллективного творческого дела (КТД) на тему:
"Самовоспитание учащихся на примере изучения жизни и деятельности А.Л.Чижевского"


Цели КТД

 

– ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью А.Л.Чижевского;

– добиться усвоения учащимися определенных идей, норм нравственности, черт и качеств личности А.Л.Чижевского;

– развить у учащихся стремление к познавательной деятельности;

– вызвать у учащихся желание подражать положительному примеру;

– научить учащихся работать с литературными источниками;

– воспитать у учащихся чувство взаимопомощи.

 

Методические рекомендации

 

1. Подготовить и раздать учащимся список рекомендуемой литературы.

2. Разделить класс на группы (от 4-х до 6-ти групп). Одна группа – жюри. Остальные группы – это собственно участники КТД,  которые будут соревноваться между собой. В каждой из групп следует назначить капитанов команд.

3. С составом жюри учитель проводит подготовительную работу:

– подбор заданий для станций;

– оформление станций;

– выбор критериев для оценки ответов;

– составление маршрутных листов для команд.

4. Группы – участники конкурса, готовятся самостоятельно. Учащимся предлагаются следующие задания:

– разделиться внутри групп на подгруппы;

– распределить в подгруппах вопросы и задания, заранее составленные учителем по основным разделам жизни и деятельности А.Л.Чижевского.

Оценка жюри проставляется в маршрутный лист. Если у команды нет ответа, то маршрутный лист остается без оценки.

Примечание. Станции и вопросы к ним являются примерными. Учитель по своему усмотрению может формировать их из предлагаемого материала.

 

Примерный план-конспект проведения КТД

 

Вступительное слово учителя

 

Итак, ребята, мы начинаем коллективное творческое дело. Оно будет проходить в форме путешествия по станциям. У каждой станции своя тема и соответсвующее ей название. Во время подготовки к классному часу вы самостоятельно нашли ответы на вопросы, связанные с жизнью и деятельностью А.Л.Чижевского. У вас есть возможность проявить свои знания в ходе игры-конкурса. Главная наша с вами цель – обратиться к наследию А.Л.Чижевского, изучить его жизнь и деятельность. И я надеюсь, что это поможет нам с вами стать лучше, целеустремленнее, грамотнее и благороднее. Желаю вам успешно пройти все этапы КТД и непременно победить!

Далее – путешествие по станциям.

 

1. Станция “Биография А.Л.Чижевского”

 

 

1.1. Биографическая станция

 

Вопросы:

1. Когда, где, в какой семье родился Александр Леонидович Чижевский? (24, с. 312; 28, с. 35-38; 33, с. 7; 37, с. 9; 42, с. 6)

2. Приезд семьи Чижевских в Калугу: когда и где поселилась семья, атмосфера дома. (26, с. 43-51, 93-111; 33, с. 15, 53-59; 37, с. 79-86)

3. Какое среднее учебное заведение закончил Шура Чижевский? (19; 24, с. 39-40; 26, с. 69-70; 46, с. 14)

4. Каково вузовское образование Александра Чижевского (в каких институтах он учился)? (29, с. 44-47; 46, с. 19-21)

5. Каков круг увлечений и интересов юного А.Л.Чижевского? (24, с. 57-63; 26, с. 57-63, 68; 33, с. 15-18; 42, с. 9-10; 46, с. 14-16)

6. Когда познакомились А.Л.Чижевский и К.Э.Циолковский? Что значил каждый из них друг для друга? Аргументируйте свой ответ. (20, с. 6-11, 20-24; 27, с. 8-9; 28, с. 40, 52-55; 33, с. 22, 29, 31, 43, 58, 65, 81, 100-118, 171; 37, с. 32, 41, 47, 65-66, 73, 79, 83, 231-237, 277-317, 519, 522-524; 42, с. 23, 29-31, 44; 46, с. 22-24, 221-226, 233-239)

7. Что вы знаете о первых научных поисках будущего ученого? Какова была реакция родных, друзей и знакомых на их результат? (20, с. 23-24; 26, с. 128-134; 28, с. 58-62; 33, с. 56-67, 154-172; 37, с. 81-107, 121-130, 492-525; 46, с. 33)

8. В каких московских учреждениях работал А.Л.Чижевский? (20, с. 47; 24, с. 315; 28, с. 61-64; 33, с. 126-139; 37, с. 333-354; 42, с. 56-67; 46, с. 42-47, 298)

9. Какую научно-исследовательскую лабораторию возглавлял А.Л.Чижевский в 30-е годы? Где она находилась? Каковы были ее задачи? (20, с. 47; 28, с. 66;  30, с. 6; 46, с. 149-166, 298)

10. В разработке какого строительного проекта конца 30-х – начала 40-х годов принимал участие А.Л.Чижевский? (20, с. 29-32, 47; 30, с. 6; 46, с. 166-167, 298)

11. Что Вы знаете о трагических страницах жизни ученого? (20, с. 33-42, 47; 21; 25; 28, с. 72-74; 43)

12. Каковы научные разработки А.Л.Чижевского в карагандинский период жизни? (20, с. 33-42; 21; 24, с. 316-317; 43; 46, с. 167-170)

13. Как сложилась судьба ученого в последние годы жизни? (20, с. 47; 24, с. 74-75; 28, с. 74-75; 30, с. 6; 31, с. 703)

14. Какие вехи жизненного пути А.Л.Чижевского принадлежат Калуге? Как калужане чтят память ученого? Что значил этот город для него? (22; 26, с. 64-84; 34, с. 24; 37, с. 708)

15. Назовите имена друзей и соратников А.Л.Чижевского. О ком из них Вы можете рассказать? (11; 14; 20, с. 34-42; 24, с. 316; 26, с. 50, 86-92, 112-127; 28, с. 76; 29, с. 42-43; 33, с. 56-81, 88, 180-207; 37, с. 107-121, 243, 355-370, 383-395, 542; 42, с. 31-42; 43; 44; 45; 46, с. 24-25, 39-40, 42)

16. Расскажите о мероприятиях памяти А.Л.Чижевского. (22; 23; 26; 27; 30, с. 3-8; 35, с. 18-20; 36, с. 26; 46, с. 50, 127-130)

 

1.2. “Нравственная” станция

 

Вопросы:

1. Как рано определил свою жизненную цель А.Л.Чижевский?  (33, с. 10, 16-18; 42, с. 7)

2. Социальные трудности семьи Чижевских в 20-е гг. Роль Александра в их разрешении. Какую поддержку в первых исследовательских опытах он получал от семьи? (26, с. 49-50; 28, с. 60; 33, с. 54-58, 90-91; 37, с. 80-87, 246-247; 42, с. 20-25, 51-52)

3. В чем гуманизм научного подвига А.Л.Чижевского? (24, с. 317)

4. За какие идеи А.Л.Чижевский подвергался критике? (20, с. 23-33; 26, с. 133-135; 33, с. 171-174; 37, с. 124-140, 523-531)

5. Как защищал К.Э. Циолковский своего младшего друга? (27, с. 8-9; 33, с. 60-61, 65, 81-83, 171; 37, с. 93-94, 104-105, 231-237, 523-525; 42, с. 25-26, 30, 44-46)

6. Помогал ли А.Л.Чижевский К.Э.Циолковскому? Если – “да”, то как? (20, с. 20-24; 27, с. 8-9; 33, с. 100-118; 37, с. 277-317)

7. Кто подвергал критике работы А.Л.Чижевского по аэроионификации? Как реагировал ученый на эту несправедливость? Подтвердите вашу точку зрения. (1; 20, с. 25-34, 59-60; 37, с. 124-140)

8. Почему 17 лет (1934-51 гг.) не публиковались работы А.Л.Чижевского? Приостановило ли это научную деятельность ученого? Подтвердите вашу точку зрения. (27, с. 10; 46, с. 305-306)

9. Какой документ 1939-го г. подтверждает мировое признание работ А.Л.Чижевского? Что в нем говорилось? Мнение ученого по этому поводу.  (24, с. 316; 20, с. 60-61; 28, с. 72-73; 34, с. 38-39; 46, с. 261-269)

10. В чем черпал силы ученый в тяжкие дни заключения и ссылки? Что вы можете сказать о духовных и творческих гранях личности А.Л.Чижевского этого периода? (20, с. 34-42; 21; 25; 26, с. 316-317; 28, с. 73-74; 40; 43; 46, с. 181-183, 299)

11. Моральное и физическое состояние А.Л.Чижевского по возвращении из ссылки. (10; 14; 20, с. 47; 28, с. 74-75; 46, с. 299)

12. Как отзывались люди, знавшие А.Л.Чижевского, о достоинствах и нравственных сторонах его характера? Как вы оцениваете морально-волевые качества ученого? (11; 20, с. 34-42; 24, с. 36-43, 60; 26, с. 36-43; 33, с. 10-11, 80-81; 37, с. 120; 42, с. 7-8, 43; 45; 46, с. 16-17, 216-247)

 

 

2. Станция “Научное наследие А.Л.Чижевского”

 

2.1. Физическая станция

 

Вопросы:

1. Основоположником каких наук стал А.Л.Чижевский? Что изучает каждая из них? (9; 18; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 38; 39; 41; 44, с. 55)

2. Какова связь между процессом пятнообразования на Солнце и жизнью на Земле? Знали ли о ней до А.Л.Чижевского? В чем заслуга А.Л.Чижевского в области изучения этой проблемы? (35, с. 7, 9, 11-15, 29-30, 37-81; 36, с. 5-27; 40, с. 14-18, 22-29; 46, с. 62-63, 65, 67-69, 78, 88-91, 99-100, 105-111)

3. Перечислите наиболее известные труды ученого по гелиобиологии. (35; 36; 40; 46, с. 300-305)

4. Где, когда и с какой целью проводил первые опыты с “электричеством воздуха” А.Л.Чижевский? Как отнеслась семья к этим опытам? (24, с. 58-62; 33, с. 43-59, 63-67; 37, с. 48-60, 63-65, 71-73, 81-107, 121, 127; 42, с. 10-25, 28-31)

5. Изобретение какого прибора стало результатом этих опытов? Где он применяется?  Где выпускается? Какие модификации этого прибора вы знаете? (8; 9; 17)

6. Перечислите наиболее известные труды ученого по аэроионификации. (30; 31; 46, с. 300-305)

7. Перечислите наиболее известные труды ученого по электрогемодинамике. (26, с. 89, 91-92; 32; 39; 41; 46, с. 302-305)

8. Находят ли применение в наши дни изобретения ученого? Если – “да”, то где?

9. Какова мировая оценка научного вклада ученого? Как оценен труд ученого в России? (9, с. 4-5; 18; 20, с. 4, 44-45; 26, с. 112-127; 30, с. 7; 33, с. 176-180; 35, с. 18-20; 37, с. 536-543; 46, с. 125-130, 177, 242-258, 261-269)

 

2.2. Историческая станция

 

Вопросы:

1. Каковы темы диссертаций А.Л.Чижевского:

магистерской (46, с. 306),

кандидатской (24, с. 314),

докторской (46, с. 21-22, 28-35, 305)?

2. Выдержки из какой диссертации были опубликованы в Калуге в 1924 г.? Как называлась эта работа? Какие еще книги написаны ученым на эту же тему? Основные их идеи. (24, с. 314; 33, с. 156-171; 35; 36; 37, с. 498-521; 40; 46, с. 28-35, 54-130)

3. Что происходит в человеческом обществе в годы и дни активного Солнца? (26, с. 152-160, 167-174; 35; 36; 40)

4. Перечислите годы активного и пассивного Солнца в нашем столетии. Какие исторические события происходили в эти годы? (26, с. 207-214)

5. Какие циклы солнечной активности Вы знаете? (26, с. 214-215; 40)

6. Какой, по вашему мнению, сейчас год – активного или пассивного Солнца? Аргументируйте свой ответ.

 

2.3. Биологическая станция

 

Вопросы:

1. Есть ли зависимость между здоровьем людей и активностью Солнца? Аргументируйте свой ответ.

2. Чем вы объясните отсутствие в наши дни ярко выраженной зависимости между солнечной активностью и эпидемиями на Земле? (26, с. 137-156; 34)

3. Что изучает гелиобиология? Каков вклад А.Л.Чижевского в нее? (35; 40; 46, с. 62-63, 67-69, 78, 88-91, 99-100, 105-111)

4. Назовите имена ученых – продолжателей идей А.Л.Чижевского по гелиобиологии. (27; 35, с. 15-17; 46, с. 106-107, 110, 114-115, 121-128)

5. Что изучает аэроионификация? Каков вклад А.Л.Чижевского в нее? (9; 28; 46, с. 132, 136-139, 141-142, 144-145, 148, 171-174)

6. Назовите имена ученых – продолжателей идей А.Л.Чижевского по аэроионификации. (9; 26, с. 112-127; 46, с. 177)

7. Что изучает электрогемодинамика? Каков вклад А.Л.Чижевского в нее? (18; 37)

8. Кто из ученых развил и продолжил идеи А.Л.Чижевского по электрогемодинамике? (17; 18)

9. Приведите примеры связи между гелиобиологическими явлениями и аэроионификацией, аэроионификацией и процессами в электрогемодинамике.

 

 

3. Станция “Творческое наследие А.Л.Чижевского”

 

3.1. Литературная станция

 

Вопросы:

1. Как рано проявилось поэтическое дарование у А.Л.Чижевского? (33, с. 13; 34, с. 18-21; 38, с. 9; 46, с. 13)

2. Сколь серьезно относился он сам и его родные к написанию стихов? (33, с. 15; 34, с. 21-22)

3. Стиль каких русских поэтов присутствует в ранних стихах А.Л.Чижевского? (5; 38, с. 11; 46, с. 24, 204)

4. Где и когда были изданы два первых сборника стихов А.Л.Чижевского? Как к ним относился сам автор? (34, с. 20-21, 256; 46, с. 24, 202)

5. Какие проблемы и какими средствами предлагает решить А.Л.Чижевский в трактате “Академия поэзии”? Какова ваша личная позиция по этому вопросу? (34, с. 214-255, 256, 258; 46, с. 205-206)

6. Составителем какого учебника был А.Л.Чижевский? (46, с. 201; 48)

7. В какие годы А.Л.Чижевский возглавлял губернский отдел Союза поэтов в Калуге? Какова предыстория этого назначения? (20, с. 47, 50; 33, с. 67-72; 37, с. 108-112; 42, с. 31-36; 46, с. 204)

8. Отражает ли поэзия А.Л.Чижевского его научные интересы? Высказывание ученого по этому поводу. (26, с. 221-230; 34, с. 37-38)

9. Поэтическое творчество А.Л.Чижевского в годы Карлага – чем оно стало для ученого? Какова тематика стихов этого периода? Что вы знаете об их издании? (20, с. 35; 21; 24, с. 316-317; 44)

10. Как оценили поэтическое творчество А.Л.Чижевского поэты и писатели – его современники? С кем из них он был лично знаком? Что писал о них А.Л.Чижевский в своих мемуарах? (24, с. 316; 33, с. 68-78; 37, с. 108-119; 42, с. 33-42; 46, с. 24-25, 40, 210-211)

11. Назовите основные направления поэзии А.Л.Чижевского. (5; 26, с. 217-230; 46, с. 201-212)

12. Какие сборники стихотворений А.Л.Чижевского были изданы после его смерти? (34, с. 5, 256; 38)

13. Какие стихотворения ученого Вам запомнились? О чем они? (34; 38)

 

 

3.2. Художественная станция

 

Вопросы:

1. Как рано и под влиянием каких факторов проявился интерес к живописи у Шуры Чижевского? (33, с. 13; 46, с. 13, 202, 212)

2. Кто оказал влияние на развитие дарования юного Шуры Чижевского? (24, с. 312; 33, с. 8, 58; 37, с. 85; 42, с. 6, 24; 46, с. 212-213)

3. Какой самый излюбленный сюжет картин А.Л.Чижевского? (4; 5; 12; 26, с. 218-219; 46, с. 212-214)

4. Отражают ли картины А.Л.Чижевского его научные интересы? Аргументируйте свой ответ.

5. Как распоряжался своими картинами Александр в 20-е годы? Почему? (33, с. 58; 37, с. 85)

6. Что Вы можете сказать о картинах А.Л.Чижевского, написанных в Карлаге? (4; 5; 12; 46, с. 213)

7. Где сейчас хранятся картины А.Л.Чижевского? Сколько их? (3; 4; 5; 46, с. 213)

8. Где и когда проходили выставки картин А.Л.Чижевского? (2; 3; 15; 16; 46, с. 214)

9. Издавались ли репродукции с картин А.Л.Чижевского? Если – “да”, то где и когда? (4; 5; 12; 38)

 

Заключение

 

Подведение итогов КТД.

Награждение победителей.

Просмотр фильма о А.Л.Чижевском “Солнечный пленник”.

 

Литература

 

1. Абрамова Е. Неизвестные стихи А.Л.Чижевского // г. “Знамя”. – 1993, 20 апр.

2. Акварельные пейзажи Александра Чижевского // ж. “Смена”. – 1975, № 17.

3. Александр Леонидович Чижевский. Выставка произведений: Графика, акварель. – Б.м., 1989.

4. Александр Чижевский. Времена года: поэзия, живопись / Сост. Энгельгардт Л.Т. – М.: МЦР, 2000.

5. Александр Чижевский. Поэзия живописи / Сост. Энгельгардт Л.Т., Манакин А.В. – Калуга: “Золотая аллея”, 2000.

6. Байдин В.В. Художник науки // ж. “Природа”. – 1982, № 10.

7. Банникова Н., Малега И., Пономаренко Л. Традиции русской философской мысли и лирика А.Л.Чижевского / Труды юношеского научного общества: Сб. трудов по материалам конференций учащихся “Юность, наука, культура” и Чтений памяти А.Л.Чижевского. – Обнинск: “Интерколледж”, 1994.

8. Василькова Е. Волшебная люстра Чижевского // г. “Рабочая трибуна”. – 1993, 4 июня.

9. Герасимова Л.И., Данилов Ю.А., Евстигнеев А.Р. и др. Аэроионотерапия. – Калуга, 1996.

10. Голованов Л.В. Квартира на Звездном бульваре (Записала Энгельгардт Л.) // г. “Знамя”. – 1990, 18 февр.

11. Гражданская З.Т. Еще одна поэма: Памяти А.Л.Чижевского // г. “Молодой ленинец”. – 1989, 9 дек.

12. Календарь на 1997 г. “А.Л.Чижевский: Поэзия живописи” / Сост. Манакин А.В. – Тула: ИПО “Лев Толстой”, 1995.

13. Космос и художественное творчество // ж. “Декоративное искусство”. – 1981, № 11.

14. Костин А. Графиня Энг. // г. “Молодой ленинец”. – 1990, 28 сент.

15. Луцкая А.Л. На Марсе розовое небо: Ученые рисуют // ж. “Вестник АН СССР”. – 1982, № 12.

16. Манакин А. Возвращение красоты // г. “Знамя”. – 1992, 2 окт.

17. Мачабели М.С. Люстра Чижевского // ж. “Здоровье”. – 1991, № 11.

18. Мачабели М.С. Чижевского феномен // БМЭ. – М.: “Советская энциклопедия”, 1986. – 3-е изд. – Т. 27.

19. Прасолова Е., Абрамова Е. Как воспитать гения // г. “Знамя”. – 1991, 28 марта.

20. Прасолова Е.Л. “Жить гению в цепях не надлежит…” – Калуга, 1993.

21. Прасолова Е. “Пророков на Руси жестоко бьют…” // г. “Знамя”. – 1997, 7 февр.

22. Програмы конференций памяти А.Л.Чижевского.

23. Програмы чтений памяти А.Л.Чижевского, проводившихся в Москве.

24. Сб. “Русский космизм” / Сост. Семенова С.Г., Гачева А.Г. М., 1993:

– Александр Леонидович Чижевский.

25. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ (часть 5, глава 3 “Цепи, цепи…”):

– ж. “Новый мир”. – 1989, № 11. – с. 100;

– М.: “Советский писатель”, 1989. Т. III. – с. 65;

– М.: “Инком НВ”, 1991. – Малое собрание сочинений. Т. 7. – с. 58.

26. Сб. избранных трудов научных молодежных Чтений памяти А.Л.Чижевского, выпуск 1. – Калуга, 1996.

27. Корреляции биологических и физико-химических процессов с космическими и гелио-геофизическими факторами: Тезисы докладов. – Пущино: Пущинский научный центр РАН, 1996:

– Манакин А.В., Энгельгардт Л.Т. Научные и дружеские связи А.Л.Чижевского и К.Э.Циолковского;

– Охнянская Л.Г., Вишнякова И.Н. О заседании объединенной комиссии Наркомзема СССР и Наркомздарава РСФСР по обсуждению работ проф. А.Л.Чижевского.

28. Три, два, один! / Сост.  Чантурия В.К. – М.: “Советская Россия”, 1989:

– Чижевский А. Теория космических эр;

– Сенчуров Ю. Солнцепоклонник.

29. К.Э.Циолковский и проблемы образования / Под ред. Гришина Д.М., Завьялова В.В. – Калуга: КГПУ, 1998:

– Карасева А.А., Панферова О.В., Прасолова Е.Л. Он писал А.Л.Чижевскому;

– Мезякова С.В., Панферова О.В., Прасолова Е.Л. А.Л.Чижевский – студент.

30. Чижевский А.Л. Аэроионификация в народном хозяйстве. – М.: “Стройиздат”, 1989.

31. Чижевский А.Л. Аэроиноны и жизнь. Беседы с Циолковским / Сост. Голованов Л.В. – М.: “Мысль”, 1999.

32. Чижевский А.Л. Биофизические механизмы реакции оседания эритроцитов. – Новосибирск: “Наука” (Сибирское отд-е), 1980.

33. Чижевский А.Л. Вся жизнь. – М.: “Советская Россия”, 1974.

34. Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом…: Стихотворения / Сост. Энгельгардт Л.Т. – Калуга: “Золотая аллея”, 1996.

35. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: “Наука”, 1976.

36. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятьях Солнца / Сост. Голованов Л.В. – М.: “Мысль”, 1995.

37. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским / Сост. Голованов Л.В. – М.: “Мысль”, 1995.

38. Чижевский А.Л. Стихотворения / Сост. Безъязычный В.И. – М.: “Современник”, 1987.

39. Чижевский А.Л. Структурный анализ движущейся крови. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.

40. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924; репринт 1991.

41. Чижевский А.Л. Электрические и магнитные свойства эритроцитов. – Киев: “Наук. думка”, 1973.

42. Чижевский А. Я молнию у неба взял… / Сост. Манакин А.В. – Калуга, 1994.

43. Энгельгардт Л. … И Карлаг его не сломил: “Белые пятна” биографии А.Л.Чижевского // г. “Молодой ленинец”. – 1988, 19 нояб.

44. Энгельгардт Л. Судьба не была к ней благосклонной // г. “Знамя”. – 1993, 30 марта.

45. Энгельгардт Л. Чижевский и “странная птица” // г. “Молодой ленинец”. – 1989, 9 дек.

46. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. – М.: “Наука”, 1987.

47. Ягодинский В. Невостребованная память // г. “Московская правда”. – 1989, 12 марта.

48. Ярхо К. Учебник грамматики А.Л.Чижевского // г. “Знамя”. – 1989, 10 дек.

 

Следующая страница –>
Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва и ООО "НПП "Альфаприбор".
Почтовый адрес: 430005, г. Саранск, главпочтамт, а/я 33. Телефон/факс: (834-2) 32-74-88. Электронная почта: ion@moris.ru, alfapribor@mail.ru Официальный сайт Мордовского госуниверситета. Публикация материалов возможна только при наличии ссылки на данный документ.
© Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва, НПП "Альфаприбор", 2003-2017 г.