Цели
КТД
– ознакомить учащихся с
жизнью и деятельностью А.Л.Чижевского;
– добиться усвоения
учащимися определенных идей, норм нравственности, черт и качеств личности
А.Л.Чижевского;
– развить у учащихся
стремление к познавательной деятельности;
– вызвать у учащихся
желание подражать положительному примеру;
– научить учащихся
работать с литературными источниками;
– воспитать у учащихся
чувство взаимопомощи.
Методические
рекомендации
1. Подготовить и раздать
учащимся список рекомендуемой литературы.
2. Разделить класс на
группы (от 4-х до 6-ти групп). Одна группа – жюри. Остальные группы – это
собственно участники КТД, которые будут соревноваться между собой. В каждой из
групп следует назначить капитанов команд.
3. С составом жюри
учитель проводит подготовительную работу:
– подбор заданий для
станций;
– оформление станций;
– выбор критериев для
оценки ответов;
– составление маршрутных
листов для команд.
4. Группы – участники
конкурса, готовятся самостоятельно. Учащимся предлагаются следующие задания:
– разделиться внутри
групп на подгруппы;
– распределить в
подгруппах вопросы и задания, заранее составленные учителем по основным
разделам жизни и деятельности А.Л.Чижевского.
Оценка жюри проставляется
в маршрутный лист. Если у команды нет ответа, то маршрутный лист остается без
оценки.
Примечание.
Станции и вопросы к ним являются примерными. Учитель по своему усмотрению может
формировать их из предлагаемого материала.
Примерный
план-конспект проведения КТД
Вступительное
слово учителя
Итак, ребята, мы начинаем
коллективное творческое дело. Оно будет проходить в форме путешествия по
станциям. У каждой станции своя тема и соответсвующее ей название. Во время
подготовки к классному часу вы самостоятельно нашли ответы на вопросы,
связанные с жизнью и деятельностью А.Л.Чижевского. У вас есть возможность
проявить свои знания в ходе игры-конкурса. Главная наша с вами цель –
обратиться к наследию А.Л.Чижевского, изучить его жизнь и деятельность. И я
надеюсь, что это поможет нам с вами стать лучше, целеустремленнее, грамотнее и
благороднее. Желаю вам успешно пройти все этапы КТД и непременно победить!
Далее – путешествие по станциям.
1.
Станция “Биография А.Л.Чижевского”
1.1.
Биографическая станция
Вопросы:
1. Когда, где, в какой
семье родился Александр Леонидович Чижевский? (24, с. 312; 28, с. 35-38; 33, с.
7; 37, с. 9; 42, с. 6)
2. Приезд семьи Чижевских
в Калугу: когда и где поселилась семья, атмосфера дома. (26, с. 43-51, 93-111;
33, с. 15, 53-59; 37, с. 79-86)
3. Какое среднее учебное
заведение закончил Шура Чижевский? (19; 24, с. 39-40; 26, с. 69-70; 46, с. 14)
4. Каково вузовское
образование Александра Чижевского (в каких институтах он учился)? (29, с.
44-47; 46, с. 19-21)
5. Каков круг увлечений и
интересов юного А.Л.Чижевского? (24, с. 57-63; 26, с. 57-63, 68; 33, с. 15-18;
42, с. 9-10; 46, с. 14-16)
6. Когда познакомились
А.Л.Чижевский и К.Э.Циолковский? Что значил каждый из них друг для друга?
Аргументируйте свой ответ. (20, с. 6-11, 20-24; 27, с. 8-9; 28, с. 40, 52-55;
33, с. 22, 29, 31, 43, 58, 65, 81, 100-118, 171; 37, с. 32, 41, 47, 65-66, 73,
79, 83, 231-237, 277-317, 519, 522-524; 42, с. 23, 29-31, 44; 46, с. 22-24,
221-226, 233-239)
7. Что вы знаете о первых
научных поисках будущего ученого? Какова была реакция родных, друзей и знакомых
на их результат? (20, с. 23-24; 26, с. 128-134; 28, с. 58-62; 33, с. 56-67,
154-172; 37, с. 81-107, 121-130, 492-525; 46, с. 33)
8. В каких московских
учреждениях работал А.Л.Чижевский? (20, с. 47; 24, с. 315; 28, с. 61-64; 33, с.
126-139; 37, с. 333-354; 42, с. 56-67; 46, с. 42-47, 298)
9. Какую
научно-исследовательскую лабораторию возглавлял А.Л.Чижевский в 30-е годы? Где
она находилась? Каковы были ее задачи? (20, с. 47; 28, с. 66; 30, с. 6; 46, с.
149-166, 298)
10. В разработке какого
строительного проекта конца 30-х – начала 40-х годов принимал участие
А.Л.Чижевский? (20, с. 29-32, 47; 30, с. 6; 46, с. 166-167, 298)
11. Что Вы знаете о
трагических страницах жизни ученого? (20, с. 33-42, 47; 21; 25; 28, с. 72-74;
43)
12. Каковы научные
разработки А.Л.Чижевского в карагандинский период жизни? (20, с. 33-42; 21; 24,
с. 316-317; 43; 46, с. 167-170)
13. Как сложилась судьба
ученого в последние годы жизни? (20, с. 47; 24, с. 74-75; 28, с. 74-75; 30, с.
6; 31, с. 703)
14. Какие вехи жизненного
пути А.Л.Чижевского принадлежат Калуге? Как калужане чтят память ученого? Что
значил этот город для него? (22; 26, с. 64-84; 34, с. 24; 37, с. 708)
15. Назовите имена друзей
и соратников А.Л.Чижевского. О ком из них Вы можете рассказать? (11; 14; 20, с.
34-42; 24, с. 316; 26, с. 50, 86-92, 112-127; 28, с. 76; 29, с. 42-43; 33, с.
56-81, 88, 180-207; 37, с. 107-121, 243, 355-370, 383-395, 542; 42, с. 31-42;
43; 44; 45; 46, с. 24-25, 39-40, 42)
16. Расскажите о
мероприятиях памяти А.Л.Чижевского. (22; 23; 26; 27; 30, с. 3-8; 35, с. 18-20;
36, с. 26; 46, с. 50, 127-130)
1.2.
“Нравственная” станция
Вопросы:
1. Как рано определил
свою жизненную цель А.Л.Чижевский? (33, с. 10, 16-18; 42, с. 7)
2. Социальные трудности
семьи Чижевских в 20-е гг. Роль Александра в их разрешении. Какую поддержку в
первых исследовательских опытах он получал от семьи? (26, с. 49-50; 28, с. 60;
33, с. 54-58, 90-91; 37, с. 80-87, 246-247; 42, с. 20-25, 51-52)
3. В чем гуманизм
научного подвига А.Л.Чижевского? (24, с. 317)
4. За какие идеи
А.Л.Чижевский подвергался критике? (20, с. 23-33; 26, с. 133-135; 33, с.
171-174; 37, с. 124-140, 523-531)
5. Как защищал К.Э.
Циолковский своего младшего друга? (27, с. 8-9; 33, с. 60-61, 65, 81-83, 171;
37, с. 93-94, 104-105, 231-237, 523-525; 42, с. 25-26, 30, 44-46)
6. Помогал ли
А.Л.Чижевский К.Э.Циолковскому? Если – “да”, то как? (20, с. 20-24; 27, с. 8-9;
33, с. 100-118; 37, с. 277-317)
7. Кто подвергал критике
работы А.Л.Чижевского по аэроионификации? Как реагировал ученый на эту
несправедливость? Подтвердите вашу точку зрения. (1; 20, с. 25-34, 59-60; 37,
с. 124-140)
8. Почему 17 лет (1934-51
гг.) не публиковались работы А.Л.Чижевского? Приостановило ли это научную
деятельность ученого? Подтвердите вашу точку зрения. (27, с. 10; 46, с.
305-306)
9. Какой документ 1939-го
г. подтверждает мировое признание работ А.Л.Чижевского? Что в нем говорилось?
Мнение ученого по этому поводу. (24, с. 316; 20, с. 60-61; 28, с. 72-73; 34,
с. 38-39; 46, с. 261-269)
10. В чем черпал силы
ученый в тяжкие дни заключения и ссылки? Что вы можете сказать о духовных и
творческих гранях личности А.Л.Чижевского этого периода? (20, с. 34-42; 21; 25;
26, с. 316-317; 28, с. 73-74; 40; 43; 46, с. 181-183, 299)
11. Моральное и
физическое состояние А.Л.Чижевского по возвращении из ссылки. (10; 14; 20, с.
47; 28, с. 74-75; 46, с. 299)
12. Как отзывались люди,
знавшие А.Л.Чижевского, о достоинствах и нравственных сторонах его характера?
Как вы оцениваете морально-волевые качества ученого? (11; 20, с. 34-42; 24, с.
36-43, 60; 26, с. 36-43; 33, с. 10-11, 80-81; 37, с. 120; 42, с. 7-8, 43; 45;
46, с. 16-17, 216-247)
2.
Станция “Научное наследие А.Л.Чижевского”
2.1.
Физическая станция
Вопросы:
1. Основоположником каких
наук стал А.Л.Чижевский? Что изучает каждая из них? (9; 18; 30; 31; 32; 33; 34;
35; 38; 39; 41; 44, с. 55)
2. Какова связь между
процессом пятнообразования на Солнце и жизнью на Земле? Знали ли о ней до А.Л.Чижевского?
В чем заслуга А.Л.Чижевского в области изучения этой проблемы? (35, с. 7, 9,
11-15, 29-30, 37-81; 36, с. 5-27; 40, с. 14-18, 22-29; 46, с. 62-63, 65, 67-69,
78, 88-91, 99-100, 105-111)
3. Перечислите наиболее
известные труды ученого по гелиобиологии. (35; 36; 40; 46, с. 300-305)
4. Где, когда и с какой
целью проводил первые опыты с “электричеством воздуха” А.Л.Чижевский? Как
отнеслась семья к этим опытам? (24, с. 58-62; 33, с. 43-59, 63-67; 37, с.
48-60, 63-65, 71-73, 81-107, 121, 127; 42, с. 10-25, 28-31)
5. Изобретение какого
прибора стало результатом этих опытов? Где он применяется? Где выпускается?
Какие модификации этого прибора вы знаете? (8; 9; 17)
6. Перечислите наиболее
известные труды ученого по аэроионификации. (30; 31; 46, с. 300-305)
7. Перечислите наиболее
известные труды ученого по электрогемодинамике. (26, с. 89, 91-92; 32; 39; 41;
46, с. 302-305)
8. Находят ли применение
в наши дни изобретения ученого? Если – “да”, то где?
9. Какова мировая оценка
научного вклада ученого? Как оценен труд ученого в России? (9, с. 4-5; 18; 20,
с. 4, 44-45; 26, с. 112-127; 30, с. 7; 33, с. 176-180; 35, с. 18-20; 37, с.
536-543; 46, с. 125-130, 177, 242-258, 261-269)
2.2.
Историческая станция
Вопросы:
1. Каковы темы
диссертаций А.Л.Чижевского:
магистерской (46, с.
306),
кандидатской (24, с.
314),
докторской (46, с. 21-22,
28-35, 305)?
2. Выдержки из какой
диссертации были опубликованы в Калуге в 1924 г.? Как называлась эта работа?
Какие еще книги написаны ученым на эту же тему? Основные их идеи. (24, с. 314;
33, с. 156-171; 35; 36; 37, с. 498-521; 40; 46, с. 28-35, 54-130)
3. Что происходит в
человеческом обществе в годы и дни активного Солнца? (26, с. 152-160, 167-174;
35; 36; 40)
4. Перечислите годы
активного и пассивного Солнца в нашем столетии. Какие исторические события
происходили в эти годы? (26, с. 207-214)
5. Какие циклы солнечной
активности Вы знаете? (26, с. 214-215; 40)
6. Какой, по вашему
мнению, сейчас год – активного или пассивного Солнца? Аргументируйте свой
ответ.
2.3.
Биологическая станция
Вопросы:
1. Есть ли зависимость
между здоровьем людей и активностью Солнца? Аргументируйте свой ответ.
2. Чем вы объясните
отсутствие в наши дни ярко выраженной зависимости между солнечной активностью и
эпидемиями на Земле? (26, с. 137-156; 34)
3. Что изучает
гелиобиология? Каков вклад А.Л.Чижевского в нее? (35; 40; 46, с. 62-63, 67-69,
78, 88-91, 99-100, 105-111)
4. Назовите имена ученых
– продолжателей идей А.Л.Чижевского по гелиобиологии. (27; 35, с. 15-17; 46, с.
106-107, 110, 114-115, 121-128)
5. Что изучает
аэроионификация? Каков вклад А.Л.Чижевского в нее? (9; 28; 46, с. 132, 136-139,
141-142, 144-145, 148, 171-174)
6. Назовите имена ученых
– продолжателей идей А.Л.Чижевского по аэроионификации. (9; 26, с. 112-127; 46,
с. 177)
7. Что изучает
электрогемодинамика? Каков вклад А.Л.Чижевского в нее? (18; 37)
8. Кто из ученых развил и
продолжил идеи А.Л.Чижевского по электрогемодинамике? (17; 18)
9. Приведите примеры
связи между гелиобиологическими явлениями и аэроионификацией, аэроионификацией
и процессами в электрогемодинамике.
3.
Станция “Творческое наследие А.Л.Чижевского”
3.1.
Литературная станция
Вопросы:
1. Как рано проявилось
поэтическое дарование у А.Л.Чижевского? (33, с. 13; 34, с. 18-21; 38, с. 9; 46,
с. 13)
2. Сколь серьезно
относился он сам и его родные к написанию стихов? (33, с. 15; 34, с. 21-22)
3. Стиль каких русских
поэтов присутствует в ранних стихах А.Л.Чижевского? (5; 38, с. 11; 46, с. 24,
204)
4. Где и когда были
изданы два первых сборника стихов А.Л.Чижевского? Как к ним относился сам
автор? (34, с. 20-21, 256; 46, с. 24, 202)
5. Какие проблемы и
какими средствами предлагает решить А.Л.Чижевский в трактате “Академия поэзии”?
Какова ваша личная позиция по этому вопросу? (34, с. 214-255, 256, 258; 46, с.
205-206)
6. Составителем какого
учебника был А.Л.Чижевский? (46, с. 201; 48)
7. В какие годы
А.Л.Чижевский возглавлял губернский отдел Союза поэтов в Калуге? Какова предыстория
этого назначения? (20, с. 47, 50; 33, с. 67-72; 37, с. 108-112; 42, с. 31-36;
46, с. 204)
8. Отражает ли поэзия
А.Л.Чижевского его научные интересы? Высказывание ученого по этому поводу. (26,
с. 221-230; 34, с. 37-38)
9. Поэтическое творчество
А.Л.Чижевского в годы Карлага – чем оно стало для ученого? Какова тематика
стихов этого периода? Что вы знаете об их издании? (20, с. 35; 21; 24, с.
316-317; 44)
10. Как оценили
поэтическое творчество А.Л.Чижевского поэты и писатели – его современники? С
кем из них он был лично знаком? Что писал о них А.Л.Чижевский в своих мемуарах?
(24, с. 316; 33, с. 68-78; 37, с. 108-119; 42, с. 33-42; 46, с. 24-25, 40,
210-211)
11. Назовите основные
направления поэзии А.Л.Чижевского. (5; 26, с. 217-230; 46, с. 201-212)
12. Какие сборники
стихотворений А.Л.Чижевского были изданы после его смерти? (34, с. 5, 256; 38)
13. Какие стихотворения
ученого Вам запомнились? О чем они? (34; 38)
3.2.
Художественная станция
Вопросы:
1. Как рано и под
влиянием каких факторов проявился интерес к живописи у Шуры Чижевского? (33, с.
13; 46, с. 13, 202, 212)
2. Кто оказал влияние на
развитие дарования юного Шуры Чижевского? (24, с. 312; 33, с. 8, 58; 37, с. 85;
42, с. 6, 24; 46, с. 212-213)
3. Какой самый
излюбленный сюжет картин А.Л.Чижевского? (4; 5; 12; 26, с. 218-219; 46, с.
212-214)
4. Отражают ли картины
А.Л.Чижевского его научные интересы? Аргументируйте свой ответ.
5. Как распоряжался
своими картинами Александр в 20-е годы? Почему? (33, с. 58; 37, с. 85)
6. Что Вы можете сказать
о картинах А.Л.Чижевского, написанных в Карлаге? (4; 5; 12; 46, с. 213)
7. Где сейчас хранятся
картины А.Л.Чижевского? Сколько их? (3; 4; 5; 46, с. 213)
8. Где и когда проходили
выставки картин А.Л.Чижевского? (2; 3; 15; 16; 46, с. 214)
9. Издавались ли
репродукции с картин А.Л.Чижевского? Если – “да”, то где и когда? (4; 5; 12;
38)
Заключение
Подведение итогов КТД.
Награждение победителей.
Просмотр фильма о
А.Л.Чижевском “Солнечный пленник”.
Литература
1. Абрамова Е.
Неизвестные стихи А.Л.Чижевского // г. “Знамя”. – 1993, 20 апр.
2. Акварельные пейзажи
Александра Чижевского // ж. “Смена”. – 1975, № 17.
3. Александр Леонидович
Чижевский. Выставка произведений: Графика, акварель. – Б.м., 1989.
4. Александр Чижевский.
Времена года: поэзия, живопись / Сост. Энгельгардт Л.Т. – М.: МЦР, 2000.
5. Александр Чижевский.
Поэзия живописи / Сост. Энгельгардт Л.Т., Манакин А.В. – Калуга: “Золотая
аллея”, 2000.
6. Байдин В.В. Художник
науки // ж. “Природа”. – 1982, № 10.
7. Банникова Н., Малега
И., Пономаренко Л. Традиции русской философской мысли и лирика А.Л.Чижевского /
Труды юношеского научного общества: Сб. трудов по материалам конференций
учащихся “Юность, наука, культура” и Чтений памяти А.Л.Чижевского. – Обнинск:
“Интерколледж”, 1994.
8. Василькова Е.
Волшебная люстра Чижевского // г. “Рабочая трибуна”. – 1993, 4 июня.
9. Герасимова Л.И.,
Данилов Ю.А., Евстигнеев А.Р. и др. Аэроионотерапия. – Калуга, 1996.
10. Голованов Л.В.
Квартира на Звездном бульваре (Записала Энгельгардт Л.) // г. “Знамя”. – 1990,
18 февр.
11. Гражданская З.Т. Еще
одна поэма: Памяти А.Л.Чижевского // г. “Молодой ленинец”. – 1989, 9 дек.
12. Календарь на 1997 г.
“А.Л.Чижевский: Поэзия живописи” / Сост. Манакин А.В. – Тула: ИПО “Лев
Толстой”, 1995.
13. Космос и
художественное творчество // ж. “Декоративное искусство”. – 1981, № 11.
14. Костин А. Графиня
Энг. // г. “Молодой ленинец”. – 1990, 28 сент.
15. Луцкая А.Л. На Марсе
розовое небо: Ученые рисуют // ж. “Вестник АН СССР”. – 1982, № 12.
16. Манакин А.
Возвращение красоты // г. “Знамя”. – 1992, 2 окт.
17. Мачабели М.С. Люстра
Чижевского // ж. “Здоровье”. – 1991, № 11.
18. Мачабели М.С.
Чижевского феномен // БМЭ. – М.: “Советская энциклопедия”, 1986. – 3-е изд. –
Т. 27.
19. Прасолова Е.,
Абрамова Е. Как воспитать гения // г. “Знамя”. – 1991, 28 марта.
20. Прасолова Е.Л. “Жить
гению в цепях не надлежит…” – Калуга, 1993.
21. Прасолова Е. “Пророков
на Руси жестоко бьют…” // г. “Знамя”. – 1997, 7 февр.
22. Програмы конференций
памяти А.Л.Чижевского.
23. Програмы чтений
памяти А.Л.Чижевского, проводившихся в Москве.
24. Сб. “Русский космизм”
/ Сост. Семенова С.Г., Гачева А.Г. М., 1993:
– Александр Леонидович
Чижевский.
25. Солженицын А.И.
Архипелаг ГУЛАГ (часть 5, глава 3 “Цепи, цепи…”):
– ж. “Новый мир”. – 1989,
№ 11. – с. 100;
– М.: “Советский
писатель”, 1989. Т. III. – с. 65;
– М.: “Инком НВ”, 1991. –
Малое собрание сочинений. Т. 7. – с. 58.
26. Сб. избранных трудов
научных молодежных Чтений памяти А.Л.Чижевского, выпуск 1. – Калуга, 1996.
27. Корреляции
биологических и физико-химических процессов с космическими и
гелио-геофизическими факторами: Тезисы докладов. – Пущино: Пущинский научный центр
РАН, 1996:
– Манакин А.В.,
Энгельгардт Л.Т. Научные и дружеские связи А.Л.Чижевского и К.Э.Циолковского;
– Охнянская Л.Г.,
Вишнякова И.Н. О заседании объединенной комиссии Наркомзема СССР и
Наркомздарава РСФСР по обсуждению работ проф. А.Л.Чижевского.
28. Три, два, один! /
Сост. Чантурия В.К. – М.: “Советская Россия”, 1989:
– Чижевский А. Теория
космических эр;
– Сенчуров Ю.
Солнцепоклонник.
29. К.Э.Циолковский и
проблемы образования / Под ред. Гришина Д.М., Завьялова В.В. – Калуга: КГПУ,
1998:
– Карасева А.А.,
Панферова О.В., Прасолова Е.Л. Он писал А.Л.Чижевскому;
– Мезякова С.В.,
Панферова О.В., Прасолова Е.Л. А.Л.Чижевский – студент.
30. Чижевский А.Л.
Аэроионификация в народном хозяйстве. – М.: “Стройиздат”, 1989.
31. Чижевский А.Л.
Аэроиноны и жизнь. Беседы с Циолковским / Сост. Голованов Л.В. – М.: “Мысль”,
1999.
32. Чижевский А.Л.
Биофизические механизмы реакции оседания эритроцитов. – Новосибирск: “Наука”
(Сибирское отд-е), 1980.
33. Чижевский А.Л. Вся
жизнь. – М.: “Советская Россия”, 1974.
34. Чижевский А.Л. В
науке я прослыл поэтом…: Стихотворения / Сост. Энгельгардт Л.Т. – Калуга:
“Золотая аллея”, 1996.
35. Чижевский А.Л. Земное
эхо солнечных бурь. – М.: “Наука”, 1976.
36. Чижевский А.Л.
Космический пульс жизни. Земля в объятьях Солнца / Сост. Голованов Л.В. – М.:
“Мысль”, 1995.
37. Чижевский А.Л. На
берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским / Сост. Голованов Л.В. – М.:
“Мысль”, 1995.
38. Чижевский А.Л.
Стихотворения / Сост. Безъязычный В.И. – М.: “Современник”, 1987.
39. Чижевский А.Л. Структурный
анализ движущейся крови. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
40. Чижевский А.Л.
Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924; репринт 1991.
41. Чижевский А.Л.
Электрические и магнитные свойства эритроцитов. – Киев: “Наук. думка”, 1973.
42. Чижевский А. Я молнию
у неба взял… / Сост. Манакин А.В. – Калуга, 1994.
43. Энгельгардт Л. … И
Карлаг его не сломил: “Белые пятна” биографии А.Л.Чижевского // г. “Молодой
ленинец”. – 1988, 19 нояб.
44. Энгельгардт Л. Судьба
не была к ней благосклонной // г. “Знамя”. – 1993, 30 марта.
45. Энгельгардт Л.
Чижевский и “странная птица” // г. “Молодой ленинец”. – 1989, 9 дек.
46. Ягодинский В.Н.
Александр Леонидович Чижевский. – М.: “Наука”, 1987.
47. Ягодинский В.
Невостребованная память // г. “Московская правда”. – 1989, 12 марта.
48. Ярхо К. Учебник
грамматики А.Л.Чижевского // г. “Знамя”. – 1989, 10 дек.