Люстра Чижевского. Ионизатор воздуха. Официальный сайт Мордовского госуниверситета.
Текущая страница: Материалы от биографа Чижевского Сёмочкиной О.В. Уроки Чижевского. В ритме Солнца.

Люстра Чижевского.рф


Книга "Уроки Чижевского".

Разделы сайта:
Главная
А.Л.Чижевский
Люстра Чижевского
Принцип работы
Параметры
Применение
Противопоказания
Недостатки
Термины
Литература
Дополнительные материалы

   Материалы от биографа А.Л.Чижевского Сёмочкиной О.В.

   Уроки Чижевского
      В ритме Солнца
      Молния в руках человека
      Электроокраска
      Структурный анализ движущейся крови
      В науке я прослыл поэтом
      Символ света
      Живопись А.Л.Чижевского
      Философия А.Л.Чижевского
      Экскурсии
      Памятные места Москвы, связанные с жизнью и деятельностью Чижевского
      Воспитание на примере А.Л.Чижевского

      Стихи Чижевского.
      Книга "Музыка тончайших светотеней".
        Часть 1
        Часть 2
        Часть 3
        Часть 4
        Часть 5
        Часть 6
        Часть 7
        Часть 8
        Часть 9

        Живопись Чижевского



Ионизаторы воздуха люстры Чижевского Аэроион-25 Мордовского университета Модели ионизаторов воздуха (люстр Чижевского), цены, условия поставки на сайте: http://www.ion.moris.ru

Из книги "Уроки Чижевского".
Авторы - Сёмочкина (Панферова) Ольга Владимировна, Прасолова Елена Лазаревна.

Интегрированный урок биологии и основ человека и общества "В ритме солнца"
(Биологические и исторические аспекты гелиобиологии)


Цели урока

 

– познакомить учащихся с понятием “гелиобиология”;

– дать учащимся представление о солнечных циклах и их связи с историческими и биологическими циклами;

– познакомить учащихся с эффектом Чижевского-Вельховера.

 

Необходимые оборудование и материалы

 

Плакаты:

– “Динамика распределения исторических событий” (рис. 1);

– таблица и график “Исторические циклы второй половины XX века” (рис. 2 и приложение 1);

– сопоставление графиков заболеваемостей и смертности с графиками солнцедеятельности (рис. 3-10).

Примечание. Возможна замена плакатов на пленки и кодоскоп.

 

Методические рекомендации к проведению урока

 

Предлагаемый материал уместно дать после изучения темы по астрономии “Строение атмосферы Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю”. Вполне допустимо проведение интегрированного урока астрономии, основ человека и общества и биологии. Учитывая наличие методик преподавания в астрономии темы “Солнечная активность и ее влияние на Землю”, ниже приводятся методические разработки только по предметам биология и основы человека и общества.

 

 

Примерный текст проведения урока

 

1 часть. Влияние солнечной активности на историю человечества.

 

Учитель истории. Наука гелиобиология изучает влияние солнечного излучения на живые организмы Земли: на животных и человека, на растения и микроорганизмы . Основоположником гелиобиологии был русский ученый-энциклопедист А.Л.Чижевский (1897-1964 гг.).

В 1924 г. напечатана его первая работа по изучению солнечно-земных связей “Физические факторы исторического процесса” – монография докторской диссертации “Исследование периодичности всемирно-исторического процесса”.

Рассмотрим подробнее содержание “Физических факторов…”. В начале своей книги А.Л.Чижевский пишет, что “… бурные колебания и разрывы солнечной материи, движение вещества, пятен и т.д. – все это должно давать в окружающем пространстве ряды электромагнитных волн… Внутренняя жизнь нашего светила протекает не равномерно, а постоянно испытывает ритмические колебания более или менее правильного периода, внешне выражающегося в появлении и исчезновении пятен, в числе их, а также и др. явлений: то активность солнца увеличивается и лик его покрывается пятнами, достигая максимума, то сокращается, падая до минимума и претерпевая таким образом четыре этапа:

1. Период минимума,

2. //–//–// увеличения солнечной активности,

3. //–//–// максимума и

4. //–//–// деградации.

В сумме четыре периода обычно составляют 11-12 лет и повторяются 9 раз в столетие.

Чижевский связал историю человечества с историей Вселенной. Пользуясь хронологией истории он изучил “бесчисленное количество примеров неожиданного и импульсивного поведения человеческой массы, кладущего краеугольные камни основным событиям истории”. Материал был строго проверен и отредактирован автором и дан подзаголовок “Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса, начиная с V века до Р.Хр. и по сие время. Краткое изложение исследований и теории”. Ученый строит свои изыскания на анализе истории за 2500 лет для 80 стран по материалам разного уровня (от древних рукописей до разработок современников).

Чижевский математически обработал результаты исследований, оформил их в таблицы и графики и соотнес с таблицами астрономических данных о солнечной деятельности тех же лет и графиками солнечных кривых, чем подтвердил уже известную схему: “бушует природа Солнца и Земли – волнуются и люди; успокоилась природа Солнца и Земли – успокоились и люди”.

В “Физических факторах...” А.Л.Чижевский сообщает об открытии им (как и у Солнца) “одиннадцатилетнего цикла общечеловеческой, коллективной и индивидуальной, военно-политической и творческой активности”. По убеждению ученого, “выяснить периодичность того или иного явления – это значит приобрести могучее орудие предвидения” его. Исходя из этого он считает возможным и поиск “физических законов, управляющих ходом социальной эволюции”. Чижевский приходит к выводу о наличии “прямого соотношения между периодической деятельностью Солнца и общественной деятельностью человечества”.

Он как историк-социолог строил теорию массовых движений, роль которых была особенно выразительна в момент солнечной активности, в момент пятнообразования. По Чижевскому, общая линия поведения человеческих масс хорошо и точно следует за кривой солнцедеятельности, а периоды социальных потрясений совпадают со временем активизации солнечной деятельности. Причем, стихийный социальный взрыв, по Чижевскому, имеет точные совпадения с солнцедеятельностью, организованный – имеет отклонения.

Чижевский в “Физических факторах…” отметил, что периоды колебаний исторических событий синхронны периодам колебаний солнечной активности. “Эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие, ясно обнаруживаемые, этапы:

1. Период минимальной возбудимости.

2. //–//–// нарастания //–//–//.

3. //–//–// максимума //–//–//.

4. //–//–// падения //–//–//.

 

Рис. 1. Динамика распределения исторических событий.

 

Этапы исторических событий аналогичны этапам солнечной активности.

Чижевский заявил, что “различные этапы исторического явления развиваются независимо от воли руководящих личностей”, и подчиняются закономерностям, которые лежат в механизме поведения больших человеческих масс; утверждает, что события наступят независимо от надежд политических деятелей.

В настоящее время рядом ученых (Эртель (Германия), Т.Л.Гуляева (Троицк), М.В.Александров и В.В.Соколовский (Санкт-Петербург), Б.М.Владимирский (Симферополь, Крым), С.Э.Шноль (Пущино, Московская обл.) и др.) подтвержден факт воздействия космических процессов на биофизические и биохимические явления и опосредованно на поведение как отдельных людей, так и социума в целом. Проблематика цикличных закономерностей исторического процесса продолжает разрабатываться российскими и зарубежными учеными.

 

На III научных молодежных Чтениях памяти А.Л.Чижевского (1993 г.) был представлен доклад Д.Мамонтова (средняя школа № 6 г. Калуги, 11 класс) об исторических циклах второй половины XX века, в котором даны следующие примерные границы циклов солнечной активности:

  …        – декабрь 1952 г.,

январь 1953 г.           – ноябрь 1962 г.,

декабрь 1962 г.          – сентябрь 1974 г.,

октябрь 1974 г.          – июль 1985 г.,

август 1985 г.            – ноябрь 1996 г.

 

Рис. 2. Циклы солнечной активности второй половины XX века

 

Примечание. Авторы методики воспользовались хронологическим списком Д.Мамонтова, расширили его и сопроводили текстом из “Физических факторов…”.

 

 

Учитель истории. Небезынтересно проследить, как предлагаемая раскладка событий вписывается в канву историометрии А.Л.Чижевского.

 

1. Период минимальной возбудимости.

            Он равен 3 годам.

            В этот период имеют начало 5% исторических событий.

Характерные черты периода: разрозненность масс, равнодушие масс к вопросам политическим и военным, миролюбивое настроение, уступчивость, терпимость и т.д.

В этот период обычно отсутствует желание какой-либо борьбы за идею или право.

В эти годы обычно происходят:

– заключения мирных договоров:

1953 – подписание Корейского мирного договора,

1954 – Женевские мирные соглашения по Индокитаю,

1975 – Хельсинский договор о безопасности и сотрудничестве в Европе,

1987 – договор между СССР и США о сокращении ядерных вооружений;

– образование международных миротворческих государственных организаций в целях разрешения противоречий невоенным путем:

1945 – ООН, Лига Арабских государств;

– быстрое затухание военных конфликтов и восстаний, оставшиеся от прошлого периода, быстрое подавление новых, легкая капитуляция армий вследствие прекращения влияния ранее объединяющих причин:

1954 – нанесение вьетнамскими патриотами сокрушительного удара и в результате их победа над французскими войсками при Дьенбьенфу, что вынудило Францию признать независимость Вьетнама,

1953 – подавление восстания против диктатора Батисты на Кубе,

малочисленные революции в Португалии (1974 г.), Лаосе (1973-75 гг.) и на Гаити;

– падение, уход или смерть еще недавно могущественных вождей:

смерть

1953 – Иосифа Сталина,

1955 – Уинстона Черчилля,

1986 – Фердинанда Маркоса;

– завоевательные экспедиции немассового характера;

– капитуляции на тяжких условиях;

– оккупации;

– максимальное сокращение парламентаризма;

– усиление единовластия или правления немногих, когда в годы минимума из-за пассивности народных масс к власти приходят правители, малопригодные на роль настоящих вождей народных масс:

1954 – автор большого скачка и культурной революции в Китае Мао Цзэ-дун, Альфред Стресснер – диктатор, по воле которого Парагвай был превращен в сплошной концлагерь,

1964 – Леонид Ильич Брежнев в СССР, чьи годы правления принято называть “годами застоя”,

1976 – Эрик Хоннекер, при котором был “застой” в ГДР, Пол Пот, в правление которого Камбоджи захлебывалась в крови.

И все-таки минимум – самый спокойный период. Человечество как никогда далеко от политики. В этот период берут начало наука, искусство, гуманизм. Человечество стремится к успокоению, набирая силы для неотвратимо приближающейся бури.

 

2. Период нарастания возбудимости.

Он равен 2-3 годам.

            В этот период имеют начало 20% исторических событий.

            Уже начало этого периода характеризуется большими подъемами возбудимости народных масс. Начинают вновь организовываться распавшиеся к периоду минимальной возбудимости партии и группы, намечаются вожди, составляются программы. Вопросы политические и военные постепенно обостряются. Идеи, обобщающиеся в массах, начинают доминировать. Идут приготовления к войнам, международное положение обостряется. В конце этого периода, который может принять бурный характер и обнаружить нетерпение и нервность народных масс, замечается: стремление к объединению различных народностей в целях защиты или объединения, слияние различных политических группировок для противодействия другим группировкам.

            Значение этого периода заключается в том, что он полагает основу дальнейшему развитию исторических событий, даже предрешает их ход в период максимальной возбудимости.

            Агитация в предвыборную кампанию должна быть начата именно в это время, ибо второй период является тем отрезком времени, который предопределяет успех вождей.

            В течение этого периода различают 3 главные фазы в порядке постепенного их развития:

– возникновение в массах идей;

– группировка идей;

– выявление одной основной идеи в массах данного человеческого сообщества к начальному моменту третьего периода. Эта фаза состоит из:

* выявления одной верховной идеи, поглощающей многие групповые идеи,

* объединения целого ряда отдельных групп вокруг верховного психического центра, подчиняющего массу,

* массового сосредоточения на одной идее.

            Второй период является подготовительным этапом для следующего.

            В этот период происходят следующие события:

– оформление военных союзов с целью объединения масс вокруг одной какой-то военной идеи из-за постепенного обострения политических и военных вопросов:

1955 – Варшавский договор, СЕНТО,

1966 – АЗПАК;

– в целях обеспечения безопасности тылов и сохранения сил перед новыми конфликтами, происходит улаживание государствами на скорую руку хронических конфликтов:

именно таким образом закончилась Ирано-Иракская война (1988 г.) и был произведен вывод советских войск из Афганистана (1988-89 гг.);

– сохранение метрополиями частичной неуступчивости:

всего 6 государств, начиная с 1948 года, обрели независимость именно во второй период (для сравнения: сравните около 40 государств стали независимыми в третий и четвертый периоды);

– постепенное выявление в массах одной общей идеи, из которой вытекает объединение различных партий, группировок, классов в целях защиты или нападения:

1977 – принятие новой конституции СССР,

1989 – требование независимости Прибалтикой;

            Также немного раньше времени в конце второго периода начинают происходить и более серьезные события:

1978 – учреждение республики в Афганистане,

1988 – события в Нагорном Карабахе.

            Мы видим, что события во втором периоде развиваются механически, без организующего участия действующих индивидов, чем подготавливаются совершенно неожиданные эффекты массового единства к приближающемуся началу третьего периода – периоду максимальной возбудимости. Очевидно, что назревает необходимость разрешения основного вопроса, волнующего как массы, так и каждого индивидуума в отдельности.

 

3. Период максимальной возбудимости.

Он равен 3 годам.

            В этот период имеют начало 60% исторических событий.

            Это главный этап каждого цикла, решающий всемирно-исторические проблемы человечества. Он побуждает человечество к величайшим безумствам и величайшим благодеяниям: он воплощает идеи в жизнь путем пролития крови и лязга железа. В этот период имели место величайшие революции и величайшие столкновения народов.

            Главные факторы:

– возбуждающее действие на массы народных вождей. полководцев, ораторов, прессы;

– возбуждающее действие настроений и идей, обращающихся в массах;

– быстрота возбудимости от единства психологического центра;

– размер территориального охвата массовым движением;

– интеграция и инициализация масс.

            Никогда влияние вождей, полководцев, ораторов, прессы и пр. не достигает такой огромной силы, как в период максимального напряжения пятнообразовательной деятельности Солнца. В этот период достаточно бывает малейшего повода, одного слова вождя, чтобы массы воспламенились, подняли восстание или двинулись на войну. Сила влияния вождей выдвигает вперед и ставит над массами одаренных личностей, которые кладут начала новым человеческим образованиям, новым формам социальной жизни, новым видам духовных исканий. Массы жаждут движения, войска сдерживаются с трудом, солдаты склонны к мятежу, народ – к анархии. Индивидуумы оказываются не в состоянии подавить своей повышенной рефлекторной возбудимости, обнаруживая очень значительные реакции даже на слабые и ничтожные раздражения. Достаточно бывает малейшего повода, чтобы массы возбудились, подняли восстание или двинулись на войну. Массовые движения быстро распространяются и захватывают большие территории, иногда даже многие народы или целые континенты.

            Отсюда напрашивается вывод о возможности по прогнозу деятельности Солнца предсказать возможность стихийной социальной активности масс, так как именно в этот период и следует делать “посев идеи” и заявлять о себе вождям.

            В этот период происходят следующие события:

– объединение масс – создание экономических, военных и политических союзов:

1948-49 – ОАГ (1948 г.), СЭВ (1949 г.), Европейский совет, НАТО (1949 г.),

1957-58 – Бенилюкс, ЕЭС (1957 г.),

1967 – АСЕАН;

– выдвижение вождей, полководцев, государственных деятелей:

1948 – Ким Ир Сен,

1956-59 – Урхо Кекконен (1956 г.), Ким Ир Сен, Франсуа Дювалье, Фидель Кастро (1959 г.), Шарль де Голль (1958 г.), Патрис Лумумба,

1967-70 – Мауно Койвисто, Жорж Помпиду (1969 г.), Вилли Брандт (1969 г.), Улаф Пальме, Муамар Каддафи, Анвар Садат,

1979-82 – Маргарет Тэтчер (1979 г.), Саддам Хусейн (1979 г.), Даниэль Ортега (1979 г.), Бабрак Кармаль, Чон ду Хван, Рональд Рейган (1980 г.), Войцех Ярузельский (1981 г.), Франсуа Миттеран (1981 г.), Юрий Андропов (1982 г.), Гельмут Коль (1982 г.), Мауно Койвисто (1982 г.),

1989-91 – Вацлав Гавел (1989 г.), Фредерик де Клерк, Лех Валенса (1991 г.), Борис Ельцин (1991 г.);

– торжество идей, поддержанных массами:

1990 – объединение ФРГ и ГДР;

– максимальное развитие парламентаризма;

– демократические и социальные реформы:

добились независимости Индия (1947 г.), Корея (1946 г.), Пакистан (1956 г.), Израиль (1948 г.),

1956 – предоставление Великобританией независимости почти всем своим колониям,

1957 – восстановление в СССР государственности балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов,

1991 – роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора;

– народовластие и ограничение единовластия:

1989 – первые свободные выборы в СССР и I съезд народных депутатов СССР,

1991 – распад СССР и Югославии;

– восстания, смуты, бунты, мятежи, революции, государственные перевороты:

1949 – создание ФРГ и ГДР,

1956-59 – смена руководства в Польше под давлением демонстраций и забастовок (1956 г.), подавление Будапештского восстания (1958 г.), революция в Колумбии, Иракская (1958 г.) и Кубинская (1959 г.) революции,

1956 – XX съезд КПСС и крушение сталинизма,

1978-80 – революция в Кампучии (1978 г.), Афганистане (1978 г.), Никарагуа (1979 г.), Иране (1979 г.),

1989 – “бархатная революция” в Восточной Европе, революция в Румынии,

1991 – провал ГКЧП в СССР;

– войны, походы, экспедициии:

1939 – начало II мировой войны,

1948– захват Израилем Палестины, первая Арабо-Израильская война,

1956 – вторая Арабо-Израильская война,

1967-69 – разгар Вьетнамской войны, третья Арабо-Израильская война (1967 г.), советско-китайский конфликт на Даманском острове (1969 г.), “Пражская весна” и ввод войск Организации Варшавского Договора в Чехословакию (1969 г.),

1979-82 – китайско-вьетнамская война (1979 г.), ввод советских войск в Афганистан (1979 г.), начало Ирано-Иракской войны (1980 г.), вторжение Израиля в Ливан (1982 г.), Англо-Аргентинская война (1982 г.),

1989-91 – интервенция США в Панаму (1989 г.), смена руководства в Монголии (1990 г.), война в Персидском заливе (1991 г.), гражданские войны в Нагорном Карабахе, Молдове, Грузии, Таджикистане, Северном Кавказе, Либерии, Сомали, Эфиопии.

– эмиграции, переселения, гонения и др. вспышки массовой деятельности человека.

            Таким образом, по эпохам максимумов (от максимума до максимума, а иногда через несколько максимумов) колеблется историческая жизнь народов, следуя директивам космического фактора.

 

4. Период падения возбудимости.

            Он равен 3 годам.

            В этот период имеют начало 15% исторических событий.

            В этом периоде завершаются события, возникшие ранее. Он является отголоском предшествовавшего ему периода борьбы и волнений, высшая степень напряженности которых уже миновала, чувствуется потребность в успокоении и мире, наблюдается вялость в военных действиях, их темп замедляется. Чувствуется пресыщение войнами, грабежом, кровью. Соблюдение военных обязательств и договоров перестает быть необходимым; союзные страны не дают боевой поддержки; все чаще проявляется сепаратизм, военные союзы распадаются. Войска, недавно жаждавшие войны, теперь жаждут мира. Вожди, полководцы, ораторы теряют те силы, которые в предшествовавший период сковывали массы и принуждали их к повиновению. Массы уже с трудом поддаются внушению.

В этот период наблюдается снижение активности народных масс:

– вновь возникшие войны и восстания не разгораются, а быстро утихают, заканчиваются миром на снисходительных условиях:

* затихание гражданских войн:

1953 – конец Корейской войны,

1973 – конец Вьетнамской войны,

1993-94 – подписание СССР и США договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) (1993), вывод советских войск из Германии (1994);

– понижение степени единодушного общения масс вызывает споры и разлад в коллективах, союзах, государствах, что делает все человеческие группировки небоеспособными и нерешительными.

Политические деятели, пришедшие к власти в этот период:

Дуайт Эйзенхауэр (1952 г.), Сальвадор Альенде (1970 г.), Константин Черненко (1984 г.), Михаил Горбачев (1985 г.).

И все же в этот период продолжают происходить войны, восстания и революции:

1950-53 – война в Корее,

1952 – Египетская революция,

1960-63 – освобождение большинства стран Африки от колониального гнета (1960 г.), интервенция США на Кубу (1961 г.), Карибский кризис (1962 г.), революции в Йемене (1962 г.) и Сирии (1963 г.), убийство Джона Кеннеди (1963 г.),

1971-74 – Индийско-Пакистанский конфликт (1971 г.), военный переворот в Чили (1973 г.), революция и начало гражданской войны в Эфиопии (1974 г.),

1983-85 – интервенция США в Гренаду (1983 г.), убийство Индиры Ганди (1984 г.),

1992-94 – переворот в Афганистане (1992 г.), Чехословакии (1993 г.), Балканская война, осада “Белого дома” в Москве (1993 г.);

– произошло более 1/3 всех переворотов, а в западных демократиях произошло более половины от общего числа смен правящих партий:

1961 – воздвижение Берлинской стены,

1994 – в Польше, Венгрии и Болгарии к власти пришли коммунисты, в СНГ наметились тенденции к политической и экономической интеграции, расширение “семерки” ведущих стран за счет России.

В четвертом периоде наблюдается сокращение конфликтов до минимума, отказ от притязаний и требований, которые недавно доказывались так рьяно.

И все-таки четвертый период важнее третьего – важным бывает не только начало конфликта, но и его конец (приходящийся, как правило, на четвертый период), и поэтому напряженность историй в третьем и четвертом периодах приблизительно равны, несмотря на то, что на четвертый период приходится в 4 раза меньше событий, чем на третий.

 

В “Физических факторах...” А.Л.Чижевский дает методику расчета вероятности наступления событий и соотнесения планов политиков с ней в целях получения желаемого результата. И поэтому вполне понятны надежды ученого на возможность создания “сознательной истории”, управляемой разумом.

В конце своей книги А.Л.Чижевский прогнозирует события: “В 1927-1929 годах следует предполагать наступление максимума солнцедеятельности. Если допустить существование периода в 60 лет или в 35 лет, которые присоединяются к основному колебанию в 11 лет, то ближайший будущий максимум должен быть особенно напряженным, ибо максимум 1870 года отличался большою силою. По всему вероятию, в эти годы произойдут вследствие наличия факторов социально-политического порядка, крупные исторические события, которые видоизменят географическую карту.” То есть следующий за 1927-29 гг. максимум солнцедеятельности должен был приходиться на 1938-40 гг., как раз на начало II мировой войны, в результате которой действительно видоизменилась карта Европы – исчезли одни государства, а на их месте образовались другие, произошло слияние государств.

Чижевский говорит о необходимости установления “законов поведения больших человеческих масс” для “прогноза ближайшего будущего”, который может быть построен с учетом “наличия ритма в психической деятельности всего человечества”. Выражением этого ритма, по теории Чижевского, являются периодические колебания в ходе всемирно-исторического процесса, о которых он заявил.

Чижевский понимал, что он не создал новой теории историометрии, как он ее назвал, но именно он поставил проблему на научную основу и выполнил основополагающие исследования. Именно он первый в истории человечества доказал взаимосвязь между событиями социальной истории и космическими факторами.

Как же сейчас развивается эта идея А.Л.Чижевского? Время внесло коррективы в историометрическую концепцию ученого.

 

На фоне 11-летних циклов, включающих разные по масштабу и смыслу события, нельзя не обратить внимание на то, что между действительно переломными, знаменующими наступление новых эпох, датами разница составляет в среднем примерно 35 лет:

1917 – революция в России, конец самодержавия;

1956 – XX съезд КПСС, на котором было покончено со сталинизмом, покончено со сталинско- бериевским вариантом чрезвычайной экономики и политики, основанных на массовых репрессиях;

1989 – первые выборы на альтернативной основе и в результате этого – кризис аппаратно-бюджетной модели ведомственной экономики.

Также выделяется и 60-летний цикл солнечной активности. Его максимумы приходятся на 1870, 1930, 1990 годы – годы серьезных потрясений в жизни планеты.

Параллельно с А.Л.Чижевским известный историк Л.Н.Гумилев высказывал предположение о наличии 1500- (1200-) летнего цикла развития и существования суперэтнических систем (группы этносов в одном районе: Римская империя, Византия, просуществовавшая с I по XV века и состоящая из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян). Возникновение этносов также приурочено к экстремальным крупномасштабным вариациям солнечной активности.

 

2 ЧАСТЬ. Влияние солнечной активности на здоровье людей

 

Учитель биологии. Труд А.Л.Чижевского “Земное эхо солнечных бурь” посвящен взаимосвязи солнечных процессов с органическим миром Земли.

“В каждый данный момент органический мир находится под влиянием космической среды и самым чутким образом отображает в себе, в своих функциях перемены или колебания, имеющие место в космической среде”, – пишет А.Л.Чижевский в книге “Земное эхо солнечных бурь” и продолжает дальше, – “Поток электронов и протонов, вылетевших из жерла солнечного пятна и пролетающий мимо Земли, вызывает огромные возмущения во всем физическом и органическом мире планеты: вспыхивают огни полярных сияний, Землю охватывают магнитные бури, резко увеличивается число внезапных смертей, заболеваний, случаев сумасшествия, эпилептических припадков, несчастных случаев вследствие шока в нервной системе и т.д.”

Уже древние врачи наблюдали зависимость между повальными эпидемиями и земными катаклизмами. Греческий историк Фукидид пишет, что эпидемия, которая охватила Аттику между 436 и 427 гг. до н.э. сопровождалась сильными земле-трясениями, засухами и неурожаями. В правление Клавдия в 51-52 гг. до н.э. Греция и Италия страдали одновременно от голода и землетрясений, в то же время голодала и Палестина, в Иерусалиме же голод достиг ужасных размеров. Во время моровой язвы Антонины (или Гелены) (165-180 гг. н.э.) были землетрясения, налеты полчищ саранчи, засухи и т.д. В XIV в. (1333-82 гг.) эпидемии чумы сопровождались опустошающими налетами саранчи, чередующимися засухами, в результате которых наступал голод, лесными пожарами и проливными дождями, вследствие которых реки выходили из берегов. Болезнь не щадила и животных: рассказывают, что птицы улетали из пораженных болезнью мест, рыбы исчезали из морских заливов. И таких примеров множество, их можно продолжать бесконечно.

В XVI в. ученые – отец фармацевтической химии Теосфраст Бомбаст (Парацельс) (1493-1541 гг.) из Гопенгейла, астролог Кардан (1501-86 гг.), астролог и медик Нострадамус (1503-66 гг.) – пытались объяснить различные эпидемии воздействием созвездий. Многими врачами XVIII в. была замечена связь между явлениями природы и развитием тех или иных болезней. Было замечено, что эпидемические заболевания сопровождаются плохой погодой, метеорологическими элементами и стихийными бедствиями, успокоение природы совпадает с резким сокращением эпидемий. В XIX в. подобные наблюдения проводились многими известными врачами, и их методика была доведена до совершенства. Еще в памятниках древней письменности, летописях всех народов и всех времен, народных эпосах и преданиях можно встретить множество сопоставлений между явлениями в физическом мире и явлениями в органической природе Земли или среди человечества.

Таким образом, органический мир Земли зависит от внеземных и космических процессов, и в первую очередь от процессов, происходящих на Солнце.

 

Рис. 3. Смертность от холеры: 1 – в Японии, 2 – В Индокитае, 3 – на Филлипинах, 4 – в Британской Индии, 5 – солнечная активность

 

Рис. 4. 1 – заболеваемость возвратным тифом в Москве, 2 – солнечная активность.

 

Например, 65% чумных эпидемий попадают на максимумы солнцедея-тельности, а 35% – на минимумы.

Из рис. 3 видно, что кривая смертности от холеры за 1910-34 гг. зависит от солнцедеятельности, точки максимумов совпадают.

Рассматривая рис. 4 нельзя не обратить внимания, что максимумы и минимумы заболеваемости возвратным тифом в Москве с 1883 по 1918 годы практически совпадают с максимумами и минимумами солнцедеятельности за этот же период.

“По мере развития знаний, введения прививок, разнообразных профи-лактических и особенно социальных мероприятий указанный выше параллелизм к концу XIX века стал постепенно нарушаться. Многие эпидемии и пандемии, уносившие ранее сотни тысяч человеческих жизней, теперь почти прекратились и лишь изредка вспыхивают в своих давних очагах”, – писал А.Л.Чижевский. Доказательством этих слов служит резкий спад эпидемий дифтерии в Дании после введения серотерапии (рис. 5) и резкое уменьшение смертности от брюшного тифа (США) после введения хлорирования воды (рис. 6). Так стихийный ход эпидемий был прекращен разумом человека. К заболеваниям, число которых резко снизилось в результате проведения профилактических мер (в частности прививок) можно отнести также и корь.

 

Рис. 5. 1 – дифтерия в Дании, 2 – солнечная активность, 3 – введение серотерапии.

 

Но, к сожалению, есть такие заболевания, которые несмотря на все предпринимаемые меры не снижают своей численности, и даже в последнее время растут.

 

Рис. 6. 1 – смертность от брюшного тифа в Тренте (США) на 10.000 чел., 2 – солнечная активность, 3 – хлорирование воды

 

Примечание. Авторы методики воспользовались исследованием влияния солнечной активности на развитие заболеваний дизентерией, гепатитом, гриппом и сальмонелезом в России за период с 1960 по 1990 годы, которое провел М.Михалевский (1991-92 гг., средняя школа № 6 г. Калуги, 10 класс).

 

Учитель биологии. Из-за проводящихся профилактических мероприятий, нет четкой зависимости между частотой заболеваний дизентерией и гриппом и солнцедеятельностью (рис. 7, 8). А зависимость между заболеваемостью гепатитом и сальмонелезом и солнечной активностью прослеживается хорошо (рис. 9, 10). Это происходит, видимо, потому, что эпидемию дизентерии или гриппа можно предугадать и вовремя принять меры, а гепатитом или сальмонеллезом болеют единицы, и значит предупредить это заболевание очень сложно.

 

Солнечная активность влияет не только на развитие эпидемических заболеваний, но и на здоровье всего живого в целом. Это касается также и психических заболеваний и заболеваний нервной системы, и случаев самоубийств, и числа различных аварий.

Японский ученый М.Таката установил, что скорость выпадения белковых фракций из организма обнаруживает 11-летние циклы и 27-дневный период синодического обращения Солнца.

Максимумы рождения больных шизофренией совпадают с максимумами солнечной активности (с учетом развития плода).

В 1934 г. братья Т. и Б. Дюлль, использовав данные о заболеваниях нервной системы и самоубийств в городах Европы, доказали влияние солнечных ритмов на психику человека. В.П.Десятов (Томск) продолжил эти исследования и доказал, что на вторые сутки после солнечных возмущений число самоубийств возрастает в 4-5 раз по сравнению с днями спокойного Солнца.

Ученые К.Вернер и Р.Рейтер, проанализировав около 100 тысяч автокатастроф, пришли к выводу: на второй день после вспышки автоматическая запись зарегистрировала замедление реакции водителей на сигнал светофора в 4 раза больше по сравнению со спокойными днями. В ВМС США после солнечных вспышек в октябре 1989 г. количество аварий было больше, чем за весь предшествующий период года.

 

Рис. 7.      1 – заболеваемость дизентирией, 2 – солнечная активность.

 

Рис. 8.      1 – заболеваемость гриппом, 2 – солнечная активность

 

Рис. 9.      1 – заболеваемость гепатитом, 2 – солнечная активность

 

Рис. 10.      1 – заболеваемость сальмонелезом, 2 – солнечная активность

 

Возможно ли предугадать вспышки на Солнце? Ответ на этот вопрос мы найдем в книге А.Л.Чижевского “Земное эхо солнечных бурь”. Люди считали знаками или знамениями, различные странные и страшные природные явления, которые предупреждают человека о грозных или важных событиях в человеческом мире и говорят “будь готов” (такие как странная окраска неба, стрельчатые облака, лучи, столбы и вееры полярных сияний, круги вокруг Солнца и Луны, страшные грозы, пятна на Солнце, шумы, сопровождающие полярные сияния или грозовые разряды, колебания почвы, затмения Солнца и Луны, появления комет и т.д.).

Последние исследования, проводящиеся в Крымской обсерватории (Б.М.Владимирский), показали, что солнечная активность, влияя на атмосферные процессы, не создает циклонов и антициклонов, пассатов и струйных течений. Атмосферная машина нашей планеты работает, в основном, автономно. Различные виды энергии, имеющиеся в атмосфере, на 3-5 порядков больше, чем энергия, которая могла бы поступить в систему при вариациях солнечной активности. Даже в тех районах, где 11-летний цикл присутствует в метеорологических показателях, метеорологические явления зависят от сезона и типа синоптической ситуации.

При геомагнитных бурях естественная радиоактивность подскакивает обычно в 5 раз.

 

О физико-химической реакции микроорганизма, опережающей на несколько дней инструментально-приборное подтверждение факта солнечной активности, заявил микробиолог С.Т.Вельховер, с которым тесно сотрудничал А.Л.Чижевский. Итог совместной работы двух ученых вылился в 1935 г. в “эффект Чижевского-Вельховера” – вывод о том, что есть такие микроорганизмы (коринебактерии), которые реагируют на солнечные возмущения до того, как это можно будет зафиксировать инструментально-приборным способом. Суть его состоит в следующем. Коринебактерии отзываются на явления, развивающиеся в глубоко лежащих слоях Солнца и еще недоступные астрофизическим приборам.  Чтобы определить реакцию коринебактерий на солнечные явления, которые выводят их из состояния покоя, коринебактерии окрашивают щелочным красителем. При колебаниях солнечной активности цвет окрашенных коринебактерий также колеблется. Он может быть темно-синим, темно-фиолетовым, темно- красным, красным и ярко-красным. При возрастании солнечной активности коринебактерии краснеют.

В эффекте Чижевского-Вельховера – надежда на возможность прогнозов солнечной активности, на создание микробиологического препарата, реагирующего на вспышки солнечной активности на несколько часов и даже суток раньше, чем астрофизические и гелиофизические средства. Он позволяет прогнозировать солнечные эмиссии, опасные для человека, как на Земле, так и в космосе, и имеет особую важность при подготовке космических полетов людей, как средство прогнозирования неблагоприятной “космической” погоды.

В 1940 г. А.Л.Чижевский построил первый живой бактериальный прибор, регистрировавший гравитационные излучения Солнца, но о его дальнейшей судьбе в литературе сообщений нет.

 

Чижевский пытался найти механизм солнечно-земных связей. По его мнению, жизнедеятельность биологических объектов Земли зависит от солнечной активности и находится под влиянием физически неопределяемого Z-фактора, обнаруживаемого лишь в некоторых химических реакциях. Ученый предполагал, что в глубоких слоях Солнца возникает Z-излучение, которое осуществляет солнечно-земные связи. Уже в наши дни Б.М.Владимирский доказал, что важнейшим фактором-посредником в солнечно-биосферных связях являются электромагнитные поля, в частности низких и сверхнизких частот.

 

Чижевский разделяет мнение физиологов, что солнечный фактор воздействует на нервно-психический аппарат, повышает возбудимость, обостряет рефлексы. То есть, Солнце создает психофизический фон для отдельного организма. Ученый предупреждает: “было бы совершенно неверно предполагать, что периодическая деятельность солнца является основною причиною тех или иных исторических событий”, и поясняет, что социальный фактор “играет превалирующую роль в развитии массовых движений”. Он воздействует через нервно-психический аппарат на возбудимость. Солнце инициирует возмущение масс, конкретный смысл которого уже вызрел к данному моменту под влиянием земных социальных обстоятельств.

 

 

 

Итог урока

 

Подведем итог урока.

Солнце влияет почти на все процессы Земли – не только на химические, биологические и физические, но также и на исторические.

Чижевский систематизировал связи земных биологических процессов с солнечной активностью, заложив тем самым основы гелиобиологии, и впервые в мире связал историю человечества с историей Вселенной, заложив основы историометрии.

 

Вопросы

 

1. На какие периоды распадается 11-летний цикл солнечной активности? Опишите эти периоды.

2. Назовите годы “активного” и “пассивного” солнца в нашем столетии. Что происходило в эти годы?

3. Есть ли другие циклы солнечной активности?

4. Какие ученые работали в области изучения историометрических циклов? В чем суть их работ?

5. Кто до А.Л.Чижевского изучал проблему взаимосвязи природных явлений и эпидемий на Земле?

6. На какие годы приходится большинство эпидемий и пандемий?

7. Что вы можете сказать о зависимости числа эпидемий от солнечной активности в настоящее время?

8. Какие ученые занимаются проблемами влияния Солнца на здоровье людей? В чем суть их исследований?

9. Расскажите об эффекте Чижевского-Вельховера.

10. Что является фактором-посредником в солнечно-биосферных связях?

 

Рекомендуемый план дальнейшей работы

 

Исследовать вопросы о влиянии солнечной активности на:

– внутренние и внешние отношения различных стран,

– различные заболевания,

– растительный и животный мир Земли,

– другие события (рождение гениальных людей, история открытий и изобретений)

и с результатами выступить на научных молодежных Чтениях памяти А.Л.Чижевского.

 

Литература

 

1. Владимирский Б.М. Активные процессы на Солнце и биосфере: Автореферат диссертации … докт. физ.-мат. наук. – Пущино: ИЭТБ РАН, 1997.

2. Владимирский Б.М., Нарманский Н.А., Темурьянц Н.А. Космические ритмы / Под ред. Шноля С.Э. – Симферополь, 1994.

3. Волк С.С., Левин Г.Р., Островский О.Б. и др. Новейшая история, 1939-1992: Учебная книга для 11 кл. средних школ / Под ред. Фураева В.К. – М.: “Просвещение”, 1993.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX век: Учебная книга для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 1995.

5. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. – М.: “Экопрос”, 1992.

6. Кваша Г., Лапкин В., Пантин В. 36-летний цикл отечественной истории // ж. “Химия и жизнь”. – 1990, № 3.

7. Кредер А.А. Новейшая история, XX век: Учебник для основной школы. Ч. 2. – М.: “Центр гуманитарного образования”, 1995.

8. Пятецкий Л.М. История России для старшеклассников и абитуриентов: XX век. – М.: “Московский лицей”, 1994.

9. Сб. избранных трудов научных молодежных Чтений памяти А.Л.Чижевского, выпуск 1. – Калуга, 1996:

– Мамонтов Д.И. Физические факторы исторического процесса (век двадцатый);

– Михалевский М., Энгельгардт Л.Т. Изучение влияния солнечной активности на развитие эпидемий в трудах А.Л.Чижевского и исследования в этой области за период с 1960 по 1990 годы.

10. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: “Мысль”, 1976.

11. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924, репринт 1991.

12. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. – М.: “Наука”, 1987.

13. Ягодинский В.Н. Историометрия Чижевского // ж. “Химия и жизнь”. – 1990, № 3.

 

Следующая страница –>
Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва и ООО "НПП "Альфаприбор".
Почтовый адрес: 430005, г. Саранск, главпочтамт, а/я 33. Телефон/факс: (834-2) 32-74-88. Электронная почта: ion@moris.ru, alfapribor@mail.ru Официальный сайт Мордовского госуниверситета. Публикация материалов возможна только при наличии ссылки на данный документ.
© Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва, НПП "Альфаприбор", 2003-2017 г.