Люстра Чижевского. Ионизатор воздуха. Официальный сайт Мордовского госуниверситета.
Текущая страница: Материалы от биографа Чижевского Сёмочкиной О.В. Уроки Чижевского. Символ света.

Люстра Чижевского.рф


Книга "Уроки Чижевского".

Разделы сайта:
Главная
А.Л.Чижевский
Люстра Чижевского
Принцип работы
Параметры
Применение
Противопоказания
Недостатки
Термины
Литература
Дополнительные материалы

   Материалы от биографа А.Л.Чижевского Сёмочкиной О.В.

   Уроки Чижевского
      В ритме Солнца
      Молния в руках человека
      Электроокраска
      Структурный анализ движущейся крови
      В науке я прослыл поэтом
      Символ света
      Живопись А.Л.Чижевского
      Философия А.Л.Чижевского
      Экскурсии
      Памятные места Москвы, связанные с жизнью и деятельностью Чижевского
      Воспитание на примере А.Л.Чижевского

      Стихи Чижевского.
      Книга "Музыка тончайших светотеней".
        Часть 1
        Часть 2
        Часть 3
        Часть 4
        Часть 5
        Часть 6
        Часть 7
        Часть 8
        Часть 9

        Живопись Чижевского



Ионизаторы воздуха люстры Чижевского Аэроион-25 Мордовского университета Модели ионизаторов воздуха (люстр Чижевского), цены, условия поставки на сайте: http://www.ion.moris.ru

Из книги "Уроки Чижевского".
Авторы - Сёмочкина (Панферова) Ольга Владимировна, Прасолова Елена Лазаревна.

Поэтический вечер А.Л.Чижевского "Символ света"


Цели вечера

 

– привлечь внимание учащихся к поэтическому наследию А.Л.Чижевского;

– воспитывать у учащихся интерес и любовь к поэзии;

– формировать у них художественный вкус;

– расширить представления учащихся об эстетическом краеведении.

 

Необходимые оборудование и материалы

 

– записи музыкальных произведений:

* С.Рахманинов “Приидите, поклонимся” (из “Всенощного бдения”),

* К.Дебюси “Облака”,

* П.И.Чайковский, Скерцо из симфонии № 1 соль минор, соч. 13 “Зимние грезы”,

* Д.Д.Шостокович“Романс”; П.Чесноков “Заступнице усердная”, соч. 43, № 6;

– репродукции с картин А.Л.Чижевского и слайды с них;

– сменная экспозиция репродукций с картин А.Л.Чижевского;

– панорама дореволюционной Калуги;

– экран, эпидиаскоп (для слайдов), диаскоп (для открыток).

  Примечание. Компоновка оборудования и материалов может быть вариативна.

 

Методические рекомендации к проведению вечера

 

Заранее подготовить 5 учащихся:

одного – для роли А.Л.Чижевского,

другого – для роли Л.В.Чижевского (отца А.Л.Чижевского),

двоих – для чтения стихов ученого,

одного – для показа репродукций и слайдов.

В качестве ведущего вечера пригласить учителя литературы.

Желательно, чтобы отрывки из музыкальных произведений начинали звучать до чтения стихотворений и были приглушенным фоновым сопровождением чтецу.

При показе репродукций и слайдов с картин А.Л.Чижевского рекомендуем сохранить их на весь период чтения стихотворения.

 

Примерный текст проведения вечера

 

Гаснет свет. Звучит “Приидите, поклонимся” из “Всенощного бдения” С.Рахманинова. Горит свеча. Читается стихотворение А.Л.Чижевского “Время”:

 

А.Л.Чижевский.

 

Время

 

Я к вам приду, когда свершатся сроки

И воззовет судьба,

Приду, поэты и пророки,

Сквозь все гроба;

 

Как некогда мы соберемся снова,

Как будто в первый раз,

И станет сердце пламенеть от слова

В свиданья час;

 

И вспыхнет также небо многозвездно,

Польется звучно стих

И вся тысячелетий бездна

Сольется – в миг!

 

Ведущий. Мы благодарны всем, кто пришел сегодня на наш вечер познакомиться с поэтическим творчеством А.Л.Чижевского – крупного ученого, талантливого поэта, незаурядного художника-пейзажиста, одаренного музыканта-исполнителя. “Леонардо да Винчи XX века” – так называли современники Александра Леонидовича за многогранность его таланта. На протяжении всего вечера будут звучать его стихи, музыкальные произведения, любимые ученым. Вы увидите репродукции с картин А.Л.Чижевского.

 

А.Л.Чижевский. “Моя стихия – великое беспокойство, вечное волнение, вечная тревога.

Я всегда горел внутри! Страстное ощущение огня – не фигурального, а истинного жара было в моей груди. В минуты особых состояний, которые поэты издревле называют вдохновением, мне кажется, что мое сердце извергает пламень, который вот-вот вырвется наружу. Этот замечательный огонь я ощущал и ощущаю всегда, когда мысли осеняют меня или чувство заговорит. Прекрасные произведения искусства и творения науки мгновенно вызывают во мне ощущение этого внутреннего жара.

Я всегда был ненасытен и всегда жаждал. Если бы у меня были тысячи глаз и тысячи рук, я бы им всем нашел работу. Я все хотел сам видеть, все слышать, все ощущать, во все проникнуть и насытить наконец свою неутолимую жажду”.

 

1-ый голос.

 

Напрасно я ищу среди мирских тревог

Высоким помыслам ответа.

Молчит упорно мир! Нисходит редко Бог

Под кровы мелочного света.

 

Когда ж цветущий май животворит меня

Стихией солнечной своею,

Я в теле чувствую движение огня,

Преображаюсь и смелею.

 

Величие небес и скудность смертных сил

В одном сплотились вожделеньи,

И бьется крыльями по сердцу жгучий стих,

Неистовствует в заключеньи.

 

О, как ему в ответ все сущее гремит,

Как блещут облака и воды,

И я живу тогда, как равный член семьи,

Всем дерзновением природы.

 

А.Л.Чижевский. “Ни разу в жизни я не был чем-либо удовлетворен.

… я никогда не знал удовлетворения. Что бы ни вышло из-под моего пера, моей кисти, из моих лабораторий, могло меня удовлетворить лишь на час или день. Затем чувство досады и неудовлетворенности закрадывалось в мое сердце.

Неудовлетворенность – страшное состояние! Хотя еще более тяжелое состояние – это сомнение в своих силах, в своих возможностях, в своих способностях, в избранном пути. И это состояние мне хорошо знакомо… Неудовлетворенность же – это тончайшая игра духовных сил, сил мощных, но требующих от своих творений еще большего превосходства, еще большего совершенства. Когда неудовлетворенность и сомнения появляются одновременно на духовной арене и вступают с вами в борьбу, тяжелые часы переживает творец!..”

 

2-ой голос.

 

Когда душа полна желанья

Всепоглощающей любви,

Храню я тихое молчанье,

Ловлю видения мои…

Мой ум не требует забвенья

В глубоко-искренних стихах,

И точно мгла успокоенья

Лежит на млеющих очах…

Когда ж покой души счастливой

Тревожит бурная тоска –

Тоска любви, любви ревнивой, –

Давно-спокойная рука

Перо отыщет и чернила,

Тетрадь от пыли отряхнет

И то, что душу охватило,

В стихи мгновенно изольет…

 

А.Л.Чижевский. “С раннего детства я страстно полюбил музыку, поэзию и живопись, и любовь эта с течением времени не только не уменьшалась, а принимала все более страстный характер даже тогда, когда корабль моих основных устремлений пошел по фарватеру науки…

С самого раннего детства я полюбил поэзию. Стихи были моей тайной страстью, – тайной, ибо я стыдливо оберегал ее от чужих взоров. Когда меня спрашивали люблю ли я стихи, я конфузился, когда заговаривали в моем присутствии о поэзии, я краснел, как пион, как будто это было что-то запретное, недозволенное мне. В действительности было как раз наоборот: родители всячески поощряли мой интерес к поэтическим произведениям…

Начиная с 1911-1912 года, т.е. в четырнадцати- пятнадцатилетнем возрасте, я пристрастился к писанию стихов, часто даже в ущерб другим моим занятиям. Эти годы я всегда вспоминаю с особым удовольствием, я провел их непрерывно и страстно мечтая и формируясь духовно. Это были годы упоения искусствами: поэзией, живописью и музыкой. Все получалось у меня необыкновенно плохо, но само творчество пленило меня, погружая в сладостные состояния прозревающей нечто души.

За два-три года у меня скопилось не мало стихов, которые я “издал” для себя в виде тетради на плотной бумаге. Стихи были перепечатаны в военной канцелярии на машинке и затем красиво переплетены. Все это я делал по секрету от старших на свои собственные деньги и я страшно гордился этой моей первой книжкой”.

 

Ведущий. Первая встреча Чижевского-поэта с читателем произошла в 1915 г., когда вышел в свет сборник стихов подражательного плана, но он дорог тем, что раскрывает мир мыслей и чувств молодого А.Л.Чижевского.

Основной поэтический пласт был создан ученым в 40-е годы на Урале, в заключении.

Стихами А.Л.Чижевский занимался всю жизнь, но те, что написаны до 1924 г., он позже дорабатывал, иногда спустя годы и получая новые варианты.

Вернувшись из ссылки Александр Леонидович мечтал выпустить книгу стихов, пытался привести в порядок прежние подборки, готовя стихи к изданию. В эти годы он пишет:

 

А.Л.Чижевский. “Мои стихи – записи мимолетных впечатлений, настроений и размышлений и, как исключение, небольшое количество переводов и подражаний. За всю мою жизнь я не имел времени, чтобы систематически заняться стихотворством, хотя всегда питал к этому искусству определенное пристрастие”.

 

Ведущий. И струна этого пристрастия к тонкому мастерству поэзии звучала в творчестве ученого на протяжении всей его жизни.

Лирику А.Л.Чижевского нельзя определить однозначно, нельзя ее отнести к какому-нибудь течению или направлению. Его поэтическое наследие имеет широкий диапазон тематики. В его стихах пейзажная и философская лирика, научная и космическая тематика.

 

Звучит ноктюрн К.Дебюси “Облака”.

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Весна”.

 

1-ый голос.

 

Конец половодья

 

Лиловые поля

Лежат в недвижной мгле,

Раскинулась земля

В ласкающем тепле.

Туманный небосвод

Овеян вешним сном –

И блеск зеркальных вод

В спокойствии немом.

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Тает”.

 

2-ой голос.

 

Вчера был первый вешний день,

Весь позлащенный чистым светом,

И сине-розовая тень

Играла в воздухе прогретом.

Вокруг немолчный голос пел –

То пело небо голубое,

И мир раскрылся, просветлел

В своем преображенном строе.

Когда же сумерки пришли

И в синеве простерлись дали,

А звезды над лицом Земли,

Как бы ожив, затрепетали, –

Я в утомленном забытьи      

Предался ясному покою,

И поспешили снизойти

Ко мне видения толпою.

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Вечер после дождя”.

 

1-ый голос.

 

Летний дождик

 

Нависли тучки над листвою;

Повсюду сладкий аромат;

Как душно мне перед грозою!

Как молчаливо дремлет сад!

 

Здесь все так томно, так уютно!

Цветки склонились головой

И ждут пока их дождь минутный

Овеет влагой золотой.

 

А вот уж в дальней роще, там,

Где посреди берез и сосен

Весь день не молкнет птичий гам,

Что так шумлив, многоголосен, –

 

Вдруг зашуршало по листве…

И ближе, ближе и скорее

Закапал дождик по аллее,

По непокрытой голове…

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Приближается осень”.

 

2-ой голос.

 

Осень

 

Опять знакомая истома

Тревожит существо мое,

Опять стою у перелома

И созерцаю бытие.

 

Еще за окнами моими

Тепло последнее поет

И над озерами лесными

Туман по утру восстает.

 

Дневное небо светло-сине,

Золотолист и весел сад,

В его редеющей вершине

Грачи встревоженно шумят.

 

А в доме – странное томленье,

По щелям бродит тонкий свист,

Как будто струны в отдаленьи

Перебирает бандурист.

 

Окно откроешь – ветер ясный

Пронизывает холодком,

И летней неги так напрасно

И безнадежно-тщетно ждем.

 

Звучит Скерцо из симфонии № 1 соль минор, соч. 13 “Зимние грезы” П.И.Чайковского.

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Морозное солнце”.

 

1-ый голос.

 

Зимнее Солнце

 

Иллюминарными огнями

Всеобольщающей игры

Исходит Солнце над мирами

До предназначенной поры.

 

В пурге горит огонь мороза,

И реет саван парчевой,

А на парче – мерцает роза

Золототканою игрой.

 

И возникают два предела:

Ветхозаветный рай любви,

Как розы девственное тело –

Стихии светлые твои;

 

И тьмы и пустоты смешенье

Оледенелый мертвый свет –

Умов наивных обольщенье:

Ни правды в них, ни смысла нет!

 

Ведущий. А.Л.Чижевский строго и беспощадно осудил свои ранние поэтические опыты. Многие стихи были полностью уничтожены. Только два небольших сборника, вышедших в Калуге в 1915 и 1919 годах дают нам представление о начале поэтического творчества юного ученого.

 

А.Л.Чижевский. “Перечитывая эти стихи теперь, я вижу, как они были плохи! Из рук вон плохи даже для пятнадцатилетнего мальчика. Впрочем много лет спустя я из них извлек и обработал пять-шесть стихотворений.

Старшие относились к моему увлечению сдержанно, но тем не менее никогда не расхолаживали меня. Отец же, заставая меня за сочинительством, всегда упорно повторял одно и тоже:

 

Л.В.Чижевский. “Хорошо, конечно, голубчик, что ты сочиняешь стихи, но имей в виду, что стихи без мысли, без новой идеи ровно ничего не стоят, что вода-водичка, а новые мысли приходят в голову только очень образованным людям, а потому, если хочешь быть настоящим поэтом, надо учиться, учиться и учиться. Надо многое изучать и очень многое прочесть. Надо много работать. трудиться и не лениться! Так, например, ты ленишься при изучении латыни! Какой же из тебя выйдет поэт, если ты не будешь читать в подлинниках великих римских поэтов – Лукреция, Овдия.

Отрывки из этих поэтов надо знать наизусть, как знали их, наверно, Гете, Байрон, Пушкин! Греческий также идет у тебя туго, а между тем великие поэты читали Гомера в подлиннике! Нет, дружок, надо работать, много работать”.

 

А.Л.Чижевский. И тут же добавлял:

 

Л.В.Чижевский.“А ну-ка прочти, что ты там написал!”

 

А.Л.Чижевский. “Отец никогда не вдавался в критику моих стихов, не желая влиять на самостоятельное развитие моих способностей и помня свои неудачи на этом поприще, но часто говаривал”:

 

Л.В.Чижевский. “Это стихотворение, дружок, что-то того: подгуляло! Оно какое-то хромоногое, да и по содержанию не совсем ясно. Не люблю непонятных стихов, грош им цена: у Пушкина, у Лермонтова все ясно и прозрачно, как кристалл. Подумай сам: задача поэта заключается в том, чтобы довести до читателя при помощи слов те мысли и чувства, которые у него возникли, но если он напишет так, что сам понять не может того, что написал, то что должен подумать о таких писаниях читатель! Бред! Набор слов! Ну, на это тратить время не стоит, как это делают многие современные бумагомаратели, которых почему-то называют поэтами!.. Тебе надо учиться на классических образцах”.

 

А.Л.Чижевский. “И на другой день… отец привозил мне какую-нибудь книгу по теории поэзии или классические произведения. Так я в двенадцатилетнем возрасте перечитал (многие по несколько раз) издания «Вопросы психологии и философии творчества», труды Гете”.

 

2-ой голос.

 

Где вечной правды нет, там нет и вдохновенья,

В чем содержанья нет – в том нет предназначенья,

Бессмысленный набор бессвязных рифм и слов –

Забава верная для умных тех ослов…

Искусства черный труд упорней всех работ:

Он причиняет нам мильон глухих забот…

О слава! Тяжкий крест! Я не ищу тебя!

Природы красоту всем сердцем возлюбя,

Я понял истину: прекрасно все, что просто,

А славы – громкий крик – заразная короста…

Безвестность – вот, друзья, прекрасный идеал,

Его на знамени своем я начертал,

Пишу, когда хочу, для собственной услады,

Не жду я за стихи ни славы, ни награды…

 

Из стихотворения “О стихотворцах”

 

Ведущий. Буквально через все поэтическое творчество ученого проходят образы Солнца и Жизни во всем их могучем многообразии, воспринимаемые как единое космическое целое (“Солнце”, “Галилей”, “Гимн Солнцу”, “Ма-Туан-Лин”, “Зимнее Солнце”, “Наступление мифологической ночи”, “И снова оттуда дарует всем тварям благое начало...”).

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Согретые солнцем”.

 

1-ый голос.

 

И снова оттуда дарует всем тварям благое начало.

Пускай погибают миры – возродятся для жизни опять,

И новое знойное Солнце, как некогда древле сияло,

Должно будет снова и снова для новых творений сиять.

 

О, как ты ничтожен пред Солнцем, торжественный путь человека!

О, как ты велик и всемирен, ничтожный атом бытия,

Которым тебя награждает твое же призванье от века,

Которого частью родимой живет вдохновенное Я!

 

Звучи же, душа человека, как древле Колоссы Мемнона

Звучали, приветствуя Солнце в рассветный, торжественный миг!

Любуйся, как шире, безмерней расходится даль небосклона,

Где всходит отец наш небесный – божественный солнечный лик!..

 

Ведущий. На протяжении многих лет А.Л.Чижевский обращался к циклу “Космические сонеты”, занимающему главное место во всем его поэтическом наследии. Стихотворения, образующие этот цикл, охватывают все многообразие мыслей и чувств, характерных для мировосприятия их автора. Они живописны, совершенны по мысли и форме, иные строфы и строки так выразительны и оригинальны, что взятые отдельно могут соперничать с лучшими достижениями русской лирики.

 

Звучит “Романс” Д.Д.Шостоковича.

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Летнее утро”.

 

2-ой голос.

 

Рассвет

 

Дымится ночь. Струится мгла из трав,

Трепещет блик осеннего светанья.

И день грозит, исполненный отрав,

И слов несовместимых сочетанья.

 

О, белый час, мне тяжек твой устав –

Разлада, зла, распутья и скитанья.

Как я ценю, в безумие упав,

Озера тьмы и берега молчанья.

 

Я изнемог. Дневное чуждо мне.

Мое существованье в тишине.

Как страшен блеск! Как я отвык от света!

 

И, с ужасом встречая новый день,

Молю тебя, полуночная сень,

Не покидай прозревшего поэта.

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Лесное озеро”.

 

1-ый голос.

 

Космос

 

Всевластен лик, глядящий с вышины!

Настанет ночь – и взор летит из бездны,

И наши сны, взлелеянные сны

Пронизывают знанием надзвездным.

 

Следи за ним средь тьмы и тишины,

Когда тот взор, бесстрастный и бесслезный,

Миры, как дар, принять в себя должны

И слиться с ним в гармонии железной.

 

И лик глядит, о тварях не скорбя.

Под ним бегут в громах века и воды…

Под черствым равнодушием природы

Невыносимо осознать себя!

Лишь на листе, где численные тайны,

Пылает смысл огнем необычайным.

 

Ведущий. Особое место принадлежит сонету “Солнце”, написанному в 1919 г. У Чижевского Солнце – это не просто поэтический образ, это символ всего сущего на Земле и в Космосе, “творческая сила”, властно подчинившая себе все – от элементарных частиц до планет и галактик. Солнце – источник жизни, символ созидания материи во всем ее неохватном проявлении. Недаром ученый называл себя “солнцепоклонником” не только в науке и поэзии, но и в жизни. Солнце, игра его лучей в самых причудливо-фантастических цветовых сочетаниях – непременный образ живописных работ А.Л.Чижевского, и даже – четкий графический рисунок на строго лаконичном и выразительном экслибрисе (книжном знаке), выполненном самим ученым.

 

Слайд с картины А.Л.Чижевского “Жарко”.

 

2-ой голос.

 

Солнце

 

Великолепное, державное Светило,

Я познаю в тебе собрата-близнеца,

Чьей огненной груди нет смертного конца,

Что в бесконечности, что будет и что было.

 

В несчетной тьме времен ты стройно восходило

С чертами строгими родимого лица,

И скорбного меня, земного пришлеца,

Объяла радостная, творческая сила.

В живом, где грузный пласт космической руды,

Из черной древности звучишь победно ты,

Испепеляя цепь неверных наших хроник, –

И я воскрес, пою. О, в этой вязкой мгле,

Под взглядом вечности ликуй, солнцепоклонник,

Припав к отвергнутой Праматери-Земле.

 

Ведущий. О родине космического цикла – Калуге – А.Л.Чижевский говорит лишь в одном стихотворении, но в нем выражено все: любовь к отцу, к отчему краю, восхищение калужской природой. Писалось это стихотворение в Москве, где тогда жил ученый, в маленькой комнатушке коммунальной, “квазиуплотненной” квартиры.

 

1-ый голос.

 

Но одно есть утешенье:

Чуть весна – опять Калуга –

Дали, шири, запустенье!

Здравствуй, дом отца и друга!

 

Благовонными цветами

Надышусь я всласть за лето.

Под родными небесами

Будут песни у поэта.

 

Из стихотворения “Мое московское жилище”

Рис. 22. Вид из-за Оки на город

 

Ведущий. В 1920-22 гг. А.Л.Чижевский работал сначала инструктором Литературного отдела Наркомпроса в Калуге, затем стал председателем Калужского губернского отдела Союза поэтов. А в 1918 г., он написал трактат “Академия поэзии. Проект”. Из него видно, что А.Л.Чижевского тревожит судьба России, он обеспокоен ее завтрашним днем.

 

А.Л.Чижевский. “Непроходимые дебри невежества и тьмы заставляют задуматься над грядущим нашей страны. Какие меры надо принять? Какие дела свершить… Надо учить народ! Но и этого мало: следует воспитать его”.

 

Ведущий. В проекте храма для поэтов А.Л.Чижевский пытается строить социальную культуру и предлагает культурой вылечить общество, освободить его тем самым от грубости и насилия. Лично А.Л.Чижевскому дороги высшие блага культуры и искусства, и он хочет приобщить к ним других, видя в этом один из путей обновления общества.

 

2-ой голос.

 

Поэзия

 

Поэзия есть чудо, раскрытое богами:

То разума сиянье, то чувства утонченье.

О, смертный, наслаждайся – прильни плотней устами

К насыщенному кубку: в нем скорби утоленье.

 

И мир перед тобою в тот миг преобразится:

Незримое – увидишь, неверное – исчезнет,

И нового познанья светило загорится

Во мраке первозданном – твоей душевной бездне.

 

Ведущий. Именно потому, что “поэзия есть чудо, раскрытое богами” А.Л.Чижевский и предлагает в своем проекте изменить облик России приобщением общества к поэзии.

Автор считает, что “одновременно с преподаванием азбуки, следует преподавать искусство, внушая любовь к нему” и далее развивает мысль о том, что главная цель искусства – “сделать человека человеком”, так как “истинное искусство всегда нравственно”. Чижевский приводит немало суждений, многие из которых актуальны и в наше время, например такое:

 

А.Л.Чижевский. “… на гуманитарные науки следует обратить особое внимание в средней школе”.

 

Ведущий. Чижевский считает:

 

А.Л.Чижевский. “… из всех искусств поэзия ближе и роднее человеку… благодаря тому, что поэзия является самым доступным искусством, таящимся в сердце каждого в зачаточном состоянии, в будущей культуре человечества она сыграет огромную роль”.

 

Ведущий. Академия поэзии, по мнению ученого, нужна потому, что многие поэты, “стараясь быть оригинальными, так коверкают русский язык, что он становится почти не русским…”. И поэтому ученый подчеркивает, что писание стихов – непростой труд:

 

А.Л.Чижевский. “… чтобы писать стихи, – разумеется, при наличии к ним любви и способности, – требуется огромная подготовительная работа. Известно, что истинный поэт … – труженик, изыскатель и неутомимый работник, ремесленник. И ему надо, кроме «таланта», много, очень много прикладных знаний, усидчивости и энергии.

О работе поэтов свидетельствуют их черновики. Рукописи Пушкина, Байрона, Гете сплошь испещрены помарками, исправлениями. Стихотворения, сделавшиеся chef d’oeuvr’ами (шедеврами – П.О.), обыкновенно переписывались и исправлялись до 10-15 раз”.

 

Ведущий. Другую причину необходимости создания Академии поэзии ученый видит в отсутствии условий для овладения поэтическим мастерством, изучения необходимых наук, приобщения к искусствам и т.д. И с этой целью А.Л.Чижевский предлагает ввести в учебный план Академии поэзии не только преподавание языков и литературы, но и изучение историй искусств, эстетических учений, религий, а также философии и психологии искусства и творчества, логики, этики и эстетики, и даже таких дисциплин, как физика, химия, геология, биология, космография и космология, которые, казалось бы, не имеют к поэзии никакого отношения. По мнению А.Л.Чижевского, последние из вышеназванных дисциплин необходимы потому, что:

 

А.Л.Чижевский. “Поэзия … есть постигнутая истина…

Поэзия – правдивая выразительница того, что совершается в сокровенных тайниках духа.

… истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким откровением, какое не достигает строго размышляющая философия или наука.

Между тем надо знать, что задача поэзии вполне аналогична задачам науки – свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений. «Ее эмоциональный элемент дает ей возможность влиять там, где сухие формулы науки бессильны. Мало того: не нуждаясь в точных построениях, обобщая в бездоказательном, но убедительном образе бесконечное разнообразие нюансов, ускользающих от прокрустова ложа логического анализа, поэзия предвосхищает выводы науки. Порождая общие чувствования, давая наиболее тонкое и в то же время общепонятное выражение душевной жизни, она роднит людей, усложняет их мысль и упрощает их отношения. В этом ее преимущественное значение, в этом причина ее царственного, среди других искусств, положения»* …

Истинному поэту достаточно сказать два, три слова, чтобы выразить почти – невыразимое!”

 

Ведущий. Весь трактат проникнут характерным для автора романтическим пафосом, который, однако, сочетается и с трезвым расчетом. В этой книге А.Л.Чижевский размышляет о судьбе русской поэзии, о ее месте в духовном воспитании народа.

Возможно, что В.Я.Брюсов при разработке программы и учебных планов создаваемого им Высшего литературно-художественного института не прошел мимо книги “Академия поэзии”, ибо он хорошо знал ее автора. Институт был организован в 1921 г. в Москве, и его руководителем на первых порах стал В.Я.Брюсов. Это событие, несомненно, в какой-то степени стало воплощением романтических мечтаний А.Л.Чижевского и подтвердило актуальность его мыслей.

 

2-ой голос.

 

Поэт

 

Нет, вы не верите в поэта!

Для вас поэт – мечтатель лишь,

Ваш ум ни музыкой сонета,

Ни страстной правдой не смутишь.

 

Живой души негодованье

В его устах звучит для вас,

Как звук пустой, иносказанье,

Вне жизни, полное прекрас.

 

Поэт – он прям, и лицемерить

Не может он, не станет он:

Поэту надо больше верить –

И будет мир преображен.

 

Он без корысти служит миру,

Единый чистоту сберег;

Как символ света держит лиру

Над мраком всех земных дорог.

 

Ведущий. Сегодня мы попытались познакомить вас с одной из граней таланта А.Л.Чижевского – его поэзией. И мы будем рады, если сегодняшний вечер приоткрыл дверь в культурное наследие великого русского ученого, который через всю свою нелегкую жизнь пронес поэтическое дарование, как “символ света”.

 

Гаснет свет. Звучит русская духовная хоральная музыка – П.Чесноков “Заступнице усердная”, соч. 43, № 6.

 

А.Л.Чижевский.

 

Ужели суждено и мне

Мелькнуть, как метеор прекрасный

Мелькает в сонной вышине

Стрелой мгновенной и напрасной!

Кто уследит его полет?

Кому он дорог житель чудный,

Что небесам хвалу поет

Вдали от жизни многотрудной!

Ведь редко кто-нибудь подчас

На небо взоры устремляет,

Но даже и привычный глаз

Его огня не замечает…

Ужели мой земной удел

Подобен будет метеору:

Бог весть, откуда прилетел

И скрылся недоступно взору!..

О, если так, тогда забудь

Мечты свои, умолкни, лира,

Таись, скрывайся где-нибудь,

Вдали от призрачного мира!

А ты прощай, ненужный свет!

Как бесполезное созданье,

Уйдет непризнанный поэт

Без страха и без колебанья…

 

Вопросы

 

1. Какие факторы способствовали формированию поэтических наклонностей у юного Чижевского?

2. Как относился А.Л.Чижевский к своему литературно-поэтическому творчеству и сколь серьезное место занимала поэзия в его жизни?

3. Какие критерии были основополагающими для А.Л.Чижевского при работе со стихом?

4. Чем, на ваш взгляд, интересен предложенный А.Л.Чижевским проект Академии поэзии?

5. Как вы думаете, какие мысли отца он постарался отобразить в этом проекте? Какие из них наиболее близки вам?

6. Какова тематика поэзии ученого?

7. Ваше мнение об услышанных стихах?

8. Возникло ли у Вас желание познакомиться поглубже с поэзией А.Л.Чижевского?

 

Рекомендуемый план дальнейшей работы

 

1. Посетить музыкально-поэтическую композицию на стихи А.Л.Чижевского (композитор – Р.М.Воробьева).

2. Провести классный час на тему “Как развить в себе творческие способности” (использовать литературу: Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. – М.: “Просвещение”, 1987).

3. Провести литературные вечера творчества калужских писателей и поэтов (В.Волков, С.Васильчиков, А.Струк и др.), оформить выставки их книг, пригласить на эти вечера самих писателей и поэтов.

4. Провести литературный вечер “Поэты – узники лагерей”, зачитать воспоминания, оформить выставки книг.

 

Литература

 

1. Панферов Р.В. Метеор эпохи Возрождения // г. “Знамя” (Калуга). – 1991, 17 сент.

2. Прасолова Е., Бусол М. Приобщение к прекрасному. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1985.

3. Прасолова Е.Л. “Жить гению в цепях не надлежит…” – Калуга, 1993.

4. Чижевский А.Л. Вся жизнь. – М.: “Советская Россия”, 1974.

5. Чижевский А. В науке я прослыл поэтом…: Стихотворения / Сост. Энгельгардт Л.Т. – Калуга: “Золотая аллея”, 1996.

6. Чижевский А. Стихотворения / Сост. Безъязычный В.И. – М.: “Современник”, 1987.

7. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. – М.: “Наука”, 1987.

 

 

Следующая страница –>
Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва и ООО "НПП "Альфаприбор".
Почтовый адрес: 430005, г. Саранск, главпочтамт, а/я 33. Телефон/факс: (834-2) 32-74-88. Электронная почта: ion@moris.ru, alfapribor@mail.ru Официальный сайт Мордовского госуниверситета. Публикация материалов возможна только при наличии ссылки на данный документ.
© Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва, НПП "Альфаприбор", 2003-2017 г.