Люстра Чижевского. Ионизатор воздуха. Официальный сайт Мордовского госуниверситета.
Текущая страница: Материалы от биографа Чижевского Сёмочкиной О.В. Уроки Чижевского. Живопись А.Л.Чижевского.

Люстра Чижевского.рф


Книга "Уроки Чижевского".

Разделы сайта:
Главная
А.Л.Чижевский
Люстра Чижевского
Принцип работы
Параметры
Применение
Противопоказания
Недостатки
Термины
Литература
Дополнительные материалы

   Материалы от биографа А.Л.Чижевского Сёмочкиной О.В.

   Уроки Чижевского
      В ритме Солнца
      Молния в руках человека
      Электроокраска
      Структурный анализ движущейся крови
      В науке я прослыл поэтом
      Символ света
      Живопись А.Л.Чижевского
      Философия А.Л.Чижевского
      Экскурсии
      Памятные места Москвы, связанные с жизнью и деятельностью Чижевского
      Воспитание на примере А.Л.Чижевского

      Стихи Чижевского.
      Книга "Музыка тончайших светотеней".
        Часть 1
        Часть 2
        Часть 3
        Часть 4
        Часть 5
        Часть 6
        Часть 7
        Часть 8
        Часть 9

        Живопись Чижевского



Ионизаторы воздуха люстры Чижевского Аэроион-25 Мордовского университета Модели ионизаторов воздуха (люстр Чижевского), цены, условия поставки на сайте: http://www.ion.moris.ru

Из книги "Уроки Чижевского".
Авторы - Сёмочкина (Панферова) Ольга Владимировна, Прасолова Елена Лазаревна.

Урок ИЗО (МХК) "Живопись А.Л.Чижевского"


Цели урока

 

– познакомить учащихся с художественным наследием ученого А.Л.Чижевского;

– развивать у учащихся образное мышление, воображение, зрительную память;

– побуждать их к постоянному совершенствованию интеллекта;

– пробудить у учащихся стремление к более детальному знакомству конкретно с культурным наследием А.Л.Чижевского и утвердить желание не пройти мимо любой возможности расширить свои знания о нем.

 

Необходимые оборудование и материалы

 

– портрет А.Л.Чижевского;

– А.Л.Чижевский с палитрой за мольбертом (Калуга) (рис. 23);

– А.Л.Чижевский у картины “Калужский базар” (Калуга) (рис. 24);

– А.Л.Чижевский на фоне своих картин (Караганда) (рис. 25);

– А.Л.Чижевский за мольбертом в Кратово (Подмосковье) (рис. 26);

– репродукции с картин А.Л.Чижевского и слайды с них;

– экран, эпидиаскоп (для слайдов), диаскоп (для открыток);

– сменная экспозиция репродукций с картин А.Л.Чижевского.

Примечание. Компоновка оборудования и материалов может быть вариативна.

 

Методические рекомендации

 

Для более эффективного проведения урока “Живопись А.Л.Чижевского” рекомендуется подготовить двух учащихся: одного – для демонстрации репродукций (в любом варианте), второго – для чтения стихов А.Л.Чижевского.

Сделать выставку цветных репродукций с картин А.Л.Чижевского.

При показе репродукций с картин А.Л.Чижевского желательно их оставлять на все время чтения стихотворения.

 

Домашнее задание к уроку:

– Художники какого направления живописи оказали влияние на развитие способностей А.Л.Чижевского?

– Что можно сказать об этом направлении?

 

Примерный  текст проведения урока

 

Учитель МХК. На этом уроке вы познакомитесь с художественным творчеством А.Л.Чижевского – “Леонардо да Винчи XX века”, как его называли современники, ибо в нем гениально сочетались ученый, поэт и художник; услышите о таком направлении в живописи как импрессионизм, “легкий оттенок” которого, по словам самого А.Л.Чижевского, присутствует в его пейзажах. В течение всего урока как лирическое сопровождение будут звучать стихи ученого.

Любовь к живописи у А.Л.Чижевского, как и любовь к поэзии, своими корнями уходит в детство.

 

А.Л.Чижевский. “С раннего детства я страстно полюбил музыку, поэзию и живопись, и любовь эта с течением времени не только не уменьшалась, а принимала все более страстный характер даже тогда, когда корабль моих основных устремлений пошел по фарватеру науки”.

 

Учитель МХК. Свои первые уроки живописи А.Л.Чижевский получил будучи семилетним мальчиком в Париже, где с ним занимался Г.Нодье – талантливый последователь плеяды импрессионистов, ученик одного из основоположников этого направления живописи Э.Дега. В то время импрессионизм стал почти классикой. И золотой огонь красок, и особая лиричность навсегда вошли в яркие картины А.Л.Чижевского, в его стихотворные строки, стали чертой стиля мышления ученого. А окрепнуть и окончательно сформироваться его художественным способностям помогли посещения богатейших музеев, художественных выставок и библиотек Парижа – вся общая атмосфера “столицы мирового искусства”, к которой его приобщали родные. Большое влияние на развитие художественного вкуса оказали и путешествия Шуры с родителями по Италии, Франции, Египту, Греции и Архипелагу, где он знакомился с культурой этих стран.

 

Рис. 23  А.Л.Чижевский за мольбертом (Калуга)

 

 

А.Л.Чижевский. “Картины я писал по памяти, большие, по полтора-два метра в длину, яркие, но почти всегда с дорогим моей душе легким оттенком импрессионизма”.

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Дождливый день”.

 

Учитель МХК. Своих занятий живописью А.Л.Чижевский не прекращал в течение всей своей жизни, даже в самых трудных жизненных условиях, работая примитивными и неказистыми материалами, ведь живопись, как и поэзия была для ученого не только развлечением, но и потребностью, помогала выжить в трудные годы. По воспоминаниям жены ученого, Нины Вадимовны, Александр Леонидович принимался рисовать “по памяти”, когда выдавалось свободное время, а иногда даже прерывал научную работу для очередного, внезапно возникавшего рисунка. Первые из сохранившихся рисунков ученого относятся к концу 10-х годов, последние – к концу 50-х годов. Всего же ученым создано около 2000 законченных живописных произведений в самой разнообразной, по преимуществу смешанной технике: масло, темпера, акварель, гуашь, пастель, даже цветные карандаши. Большинство из сохранившихся работ (их около 300) – это акварели периода 40-50-х годов, то есть годов лагерей и ссылки. Из них 178 хранятся в Государственном музее истории космонавтики (ГМИК) им. К.Э.Циолковского (Калуга) и 8 – в Калужском государственном объединенном краеведческом музее, 2 – в архиве Российской Академии наук, 1 – в Тамбовском музее истории медицины.

 

А.Л.Чижевский. “В общей сложности на Калужском базаре, что около Ивановской церкви, за 1918-1922 годы было обменено на съестные припасы около ста картин «моей кисти». Возможно, что некоторые из моих картин до сих пор висят в колхозных домах, где-нибудь вблизи города Калуги”.

 

Учитель МХК. Некоторые полотна ученого находятся в частных собраниях: две своих картины он подарил К.В.Смирнову (Москва), десять – Г.Н.Перлатову (Калуга), одну (“Калужский базар”) – В.Е.Киселеву, внуку К.Э.Циолковского (Калуга).

 

Рис. 24. А.Л.Чижевский у картины «Калужский базар» (Калуга)

 

Пейзажи А.Л.Чижевского 10-30-х годов. в подавляющем большинстве выполнены с натуры и имеют точный адрес: “Дорога в Александровку”, “Сосновый лес в солнечный день. Кратово” и т.д.

В 40-50-е годы ученый уже пишет не с натуры, а по памяти и воображению, в его пейзажах природа средней полосы России, Урала, Северного Казахстана, и в этих его полотнах мы не найдем суровых будней лагерной действительности, он как бы отдыхает в своих картинах, расслабляется, мыслями и душой уходит от окружающей его жестокой обыденности в природу, в которой черпает силы для вдохновения, и где находятся истоки его творчества. Биограф ученого гелиобиолог В.Н.Ягодинский, оценивая картины этого периода, называет их “графическим и цветовым изображением мыслей, чувств, настроений ученого”.

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Грозное небо”.

Рис. 25. А.Л.Чижевский на фоне своих картин (Караганда)

 

Учитель МХК. Чижевский был страстно влюблен в окружающий его мир. Будучи учеником импрессионистов, он, подобно учителям, в полотнах передавал свое впечатление от увиденного.

Слово “импрессионизм” происходит от французского слова, означающего “впечатление”. Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции, когда живопись Эдуара Моне, Огюста Ренуара и Эдгара Дега внесли в искусство разнообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Импрессионисты стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни.

 

А.Л.Чижевский.

 

Мгновенья есть – познай природу их!

Порой сидишь и дремлется невольно,

Ползет, как черепаха, стих,

А не блистает своевольно…

Но яркий луч вдруг сумрак озарил,

И мысль твоя рванулась, точно птица,

И этот свет действительность затмил,

И образов промчалась вереница.

Не выразят их тусклые слова,

А изольют – мучительные звуки,

И кружится в хаосе голова,

Трепещут, холодеют руки.

И мир шумит, и быстролетный рой

Звучаний, ускользающих намеков

Объял тебя колдующей игрой,

Стремительно врываясь издалека…

А над тобой, на страшной высоте,

Железный ритм, как облачные строи,

Поющие в священной наготе,

Свергают вниз размерные устои.

И, укротив неистовых коней,

Небесных всадников, одним мгновеньем

Ты вспышки неожиданных огней

По строкам рассыпаешь мановеньем!

Но зорко бди и мысль не остужай,

Дабы бессмыслица – хаос звучаний,

Во имя рифм, не пролилась на край

Твоих аполлинийских начертаний.

Так мир живет… Видения свои

Таит он за оградой скучной.

Внемли, поэт, – они твои –

Шумят толпой тысячезвучной!

 

Примерный текст проведения урока

 

Учитель МХК. На этом уроке вы познакомитесь с художественным творчеством А.Л.Чижевского – “Леонардо да Винчи XX века”, как его называли современники, ибо в нем гениально сочетались ученый, поэт и художник; услышите о таком направлении в живописи как импрессионизм, “легкий оттенок” которого, по словам самого А.Л.Чижевского, присутствует в его пейзажах. В течение всего урока как лирическое сопровождение будут звучать стихи ученого.

Любовь к живописи у А.Л.Чижевского, как и любовь к поэзии, своими корнями уходит в детство.

 

А.Л.Чижевский. “С раннего детства я страстно полюбил музыку, поэзию и живопись, и любовь эта с течением времени не только не уменьшалась, а принимала все более страстный характер даже тогда, когда корабль моих основных устремлений пошел по фарватеру науки”.

 

Учитель МХК. Свои первые уроки живописи А.Л.Чижевский получил будучи семилетним мальчиком в Париже, где с ним занимался Г.Нодье – талантливый последователь плеяды импрессионистов, ученик одного из основоположников этого направления живописи Э.Дега. В то время импрессионизм стал почти классикой. И золотой огонь красок, и особая лиричность навсегда вошли в яркие картины А.Л.Чижевского, в его стихотворные строки, стали чертой стиля мышления ученого. А окрепнуть и окончательно сформироваться его художественным способностям помогли посещения богатейших музеев, художественных выставок и библиотек Парижа – вся общая атмосфера “столицы мирового искусства”, к которой его приобщали родные. Большое влияние на развитие художественного вкуса оказали и путешествия Шуры с родителями по Италии, Франции, Египту, Греции и Архипелагу, где он знакомился с культурой этих стран.

 

А.Л.Чижевский. “Картины я писал по памяти, большие, по полтора-два метра в длину, яркие, но почти всегда с дорогим моей душе легким оттенком импрессионизма”.

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Дождливый день”.

 

Учитель МХК. Своих занятий живописью А.Л.Чижевский не прекращал в течение всей своей жизни, даже в самых трудных жизненных условиях, работая примитивными и неказистыми материалами, ведь живопись, как и поэзия была для ученого не только развлечением, но и потребностью, помогала выжить в трудные годы. По воспоминаниям жены ученого, Нины Вадимовны, Александр Леонидович принимался рисовать “по памяти”, когда выдавалось свободное время, а иногда даже прерывал научную работу для очередного, внезапно возникавшего рисунка. Первые из сохранившихся рисунков ученого относятся к концу 10-х годов, последние – к концу 50-х годов. Всего же ученым создано около 2000 законченных живописных произведений в самой разнообразной, по преимуществу смешанной технике: масло, темпера, акварель, гуашь, пастель, даже цветные карандаши. Большинство из сохранившихся работ (их около 300) – это акварели периода 40-50-х годов, то есть годов лагерей и ссылки. Из них 178 хранятся в Государственном музее истории космонавтики (ГМИК) им. К.Э.Циолковского (Калуга) и 8 – в Калужском государственном объединенном краеведческом музее, 2 – в архиве Российской Академии наук, 1 – в Тамбовском музее истории медицины.

 

А.Л.Чижевский. “В общей сложности на Калужском базаре, что около Ивановской церкви, за 1918-1922 годы было обменено на съестные припасы около ста картин «моей кисти». Возможно, что некоторые из моих картин до сих пор висят в колхозных домах, где-нибудь вблизи города Калуги”.

 

Учитель МХК. Некоторые полотна ученого находятся в частных собраниях: две своих картины он подарил К.В.Смирнову (Москва), десять – Г.Н.Перлатову (Калуга), одну (“Калужский базар”) – В.Е.Киселеву, внуку К.Э.Циолковского (Калуга).

Пейзажи А.Л.Чижевского 10-30-х годов. в подавляющем большинстве выполнены с натуры и имеют точный адрес: “Дорога в Александровку”, “Сосновый лес в солнечный день. Кратово” и т.д.

В 40-50-е годы ученый уже пишет не с натуры, а по памяти и воображению, в его пейзажах природа средней полосы России, Урала, Северного Казахстана, и в этих его полотнах мы не найдем суровых будней лагерной действительности, он как бы отдыхает в своих картинах, расслабляется, мыслями и душой уходит от окружающей его жестокой обыденности в природу, в которой черпает силы для вдохновения, и где находятся истоки его творчества. Биограф ученого гелиобиолог В.Н.Ягодинский, оценивая картины этого периода, называет их “графическим и цветовым изображением мыслей, чувств, настроений ученого”.

 

Учитель МХК. Чижевский был страстно влюблен в окружающий его мир. Будучи учеником импрессионистов, он, подобно учителям, в полотнах передавал свое впечатление от увиденного.

Слово “импрессионизм” происходит от французского слова, означающего “впечатление”. Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции, когда живопись Эдуара Моне, Огюста Ренуара и Эдгара Дега внесли в искусство разнообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Импрессионисты стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни.

 

А.Л.Чижевский.

 

Мгновенья есть – познай природу их!

Порой сидишь и дремлется невольно,

Ползет, как черепаха, стих,

А не блистает своевольно…

Но яркий луч вдруг сумрак озарил,

И мысль твоя рванулась, точно птица,

И этот свет действительность затмил,

И образов промчалась вереница.

Не выразят их тусклые слова,

А изольют – мучительные звуки,

И кружится в хаосе голова,

Трепещут, холодеют руки.

И мир шумит, и быстролетный рой

Звучаний, ускользающих намеков

Объял тебя колдующей игрой,

Стремительно врываясь издалека…

А над тобой, на страшной высоте,

Железный ритм, как облачные строи,

Поющие в священной наготе,

Свергают вниз размерные устои.

И, укротив неистовых коней,

Небесных всадников, одним мгновеньем

Ты вспышки неожиданных огней

По строкам рассыпаешь мановеньем!

Но зорко бди и мысль не остужай,

Дабы бессмыслица – хаос звучаний,

Во имя рифм, не пролилась на край

Твоих аполлинийских начертаний.

Так мир живет… Видения свои

Таит он за оградой скучной.

Внемли, поэт, – они твои –

Шумят толпой тысячезвучной!

 

Учитель МХК. При своем появлении импрессионизм подвергался нападкам официальных кругов, публики и прессы, поскольку он нес новые темы и новые формы восприятия мира. В творчестве импрессионистов нет анализа и оценки явлений социальной действительности, как у художников-передвижников (И.Н.Крамской, И.Н.Репин, В.И.Суриков, В.Г.Перов и др.) Классик импрессионистического искусства Поль Сезан сказал про импрессионистов, что они размышляют с кистью в руках, то есть художник-импрессионист через картину передает кистью свои впечатления и побуждает к размышлениям. А не созвучно ли это с философской поэзией, которая тоже через стих передает размышления автора? Конечно. Так соединим эти два потока размышлений и направим их в одно русло – в русло познания богатства внутреннего мира многогранного гения А.Л.Чижевского.

 

Репродукции с картин А.Л.Чижевского “Вечер. Караганда” и “Стихия осени”.

 

Учитель МХК. Все созданное А.Л.Чижевским-художником можно рассматривать как особое научно-художественное “описание” природного мира со всеми оттенками его состояний: от полного зачарованного покоя, умиротворенности всех линий и цветов (“Вечер. Караганда”) до бурного всплеска жизненной активности, взрыва всех красок, динамики линий (“Стихия осени”).

 

А.Л.Чижевский.

 

Сванте А. Аррениусу

 

Не потому ль спокойна так природа,

Не оттого ль безумствуем мы так,

Что мраку мысли не видать исхода,

Вселенной же неведом этот мрак.

В ней все так просто, лучезарно-ясно:

Рожденье! Смерть! – Блаженный мир во всем.

И вопль души, неистовой и страстной,

Увы, смешон пред вечным торжеством.

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Тает”.

 

Учитель МХК. Все перевоплощения природы ученый стремился запечатлеть в своей живописи. В этом, пожалуй, и состоит притягательная сила небольших по размеру лагерных пейзажных работ А.Л.Чижевского, исполненных на обычной бумаге самыми дешевыми и доступными, согласно условиям жизни, материалами. Байдин писал: “Тонко проложенные слои светоносной акварели, беглые мазки темперы или гуаши, уверенная и легкая прорись цветных карандашей – все вместе позволяет проявиться в рисунке пространству и движению мира, сложнейшим в природе связям”.

 

А.Л.Чижевский.

 

Рождение весны

 

Покорны Солнцу и весне

И, одолев снегов плотины,

По необъятной ширине

Бегут ручьи, поют стремнины,

Ликуют с небом наравне.

 

А Солнце ближе все стремится

К земным лазурным берегам

К великолепной колеснице,

В сиянье, свойственном богам,

С зеленой веткою в деснице.

 

Мильоном дерзких голосов

Крик новорожденной природы

Мудрей премудрости веков,

Когда стихийно плещут воды,

Из смертных вырвавшись оков.

 

Репродукции с картин А.Л.Чижевского “Сосны” и “Холодное Солнце”.

 

Учитель МХК. Излюбленным сюжетом ученого был пейзаж, ведь именно в нем А.Л.Чижевский, подобно импрессионистам, передавал так дорогую ему гармонию природы, чуткие небо-земные связи. Многие из его пейзажей насквозь пронизаны солнцем (“Сосны”) и объемные формы как бы растворяются в вибрации света и воздуха (“Холодное Солнце”).

 

А.Л.Чижевский.

 

Хоть наше тело властно торжествует,

В самом себе все тайны заключив,

Но в глубине таится и бушует

Иных стихий взывающий призыв.

 

Сияет Солнце высоко над нами:

О, в небо беспредельное всмотрись,

И, упоенный горними огнями,

Ты так легко взовьешься в синь и высь!

 

Оставь земле земные вожделенья –

Истому взглядов, пурпур влажных губ,

Нам выбор дан: во плоти наслажденья

Иль в небесах – раскаты Божьих труб.

 

И страшно там, и жалко нам земного,

И хочется к любви припасть земной.

О, как на гранях мира рокового

Нам трудно жить и совладать с собой.

 

Учитель  МХК. В некоторых полотнах лейтмотивом изображения является обязательное стихийное начало, означающее прорыв в “космическое” мироощущение. В этом плане интересны две картины: “Вечер после дождя” и “Журавли улетают”.

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Вечер после дождя”.

 

Учитель МХК. В картине “Вечер после дождя” бездна неба показана особым приемом: преднамеренно заниженной линией горизонта и полыхом пятна сверху, в манере крупнейших мастеров искусства (например А.И.Куинджи).

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Журавли улетают”.

 

Учитель МХК. А в картине “Журавли улетают” бездна звучит, струя мазков со звуком стремится в фокус полотна, увлекая за собой и нас в стремлении узнать: а что там, в фокусе? Но вместо ответа – косяк журавлей.

 

А.Л.Чижевский.

 

Дерзание

 

Как тянет в бездну с высоты!

Как упоительно пространство!

Как рвется вон из-за черты

Живой души непостоянство!

 

Смотри: внизу, где тонкий дым

Ручья, скользящего на скалы,

Восходит клубом голубым,

Есть темно-синие провалы.

 

Туда, с размерности земной,

Осилив головокруженье,

Сверши полет над глубиной,

В ее влекущее владенье.

 

А бездна манит, бездна ждет,

И в том ее предназначенье!

Дерзайте ж, смертные, вперед:

В стихию, в смерть, в уничтоженье!

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Весенняя феерия”.

 

Учитель МХК. В пейзажах А.Л.Чижевского – смятение, волнение и восторг души художника и поэта.

 

А.Л.Чижевский.

 

О беспредельном этом мире

В ночной тиши я размышлял,

А Шар Земной в живом эфире

Небесный свод круговращал.

 

О, как ничтожество земное

Язвило окрыленный дух!

О, как величие родное

Меня охватывало вдруг.

 

Непостижимое смятенье

Вне широты и долготы,

И свет, и головокруженье

И воздух горней высоты.

 

И высота необычайно

Меня держала на весу

И так была доступна тайна,

Что я весь мир в себе несу.

 

Там, притаившись на мгновенье

В испуге свернутым клубком,

Трепещут тени, как виденье,

И снова катятся, как ком!

 

Они летят стремглав в низины,

Вытягиваются и дрожат,

Врезаясь в чащи и стремнины,

Тревожа сон нагорных стад.

 

А солнце гонится за ними

Все дальше, глубже, в тьму долин,

Вбивая стрелами своими

Во мрак победоносный клин.

 

Туман редеет вдоль потока,

И тени мечутся на нем,

Как бы прибежища у рока

Ища меж влагой и огнем.

 

Но луч всесветный, всемогущий,

Разящий в мраке и во мгле,

Влетит в последние их кущи

И тени пригвоздит к земле!

 

Репродукции с картин А.Л.Чижевского “Лесное озеро”, “Приближается осень” и “Зеленый шум”.

 

Учитель МХК. Как и импрессионисты А.Л.Чижевский умеет показать характер освещения в разное время суток (“Лесное озеро”), особенности природных условий (“Приближается осень”), влияние света на цвет (“Зеленый шум”).

 

А.Л.Чижевский.

 

Пейзаж

 

Бездны неба, дали и пространства,

Беспредельности морей и света

И поющие лазурью стансы

Красками объятого поэта.

 

Магия незримых переходов

Мглы туманной над землей весенней,

Огненное золото заходов,

Музыка тончайших светотеней.

 

Взять, что никогда не уловимо,

Удержать, что в мановенье ока

Изменяется непостижимо

С запада до крайнего востока,

 

Что играет в хлестких волнах моря

Многорадужной своей игрою,

Облакам и волнам моря вторя

И пучины вод лазурью кроя.

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Холодная осень. Первый снег”.

 

Учитель МХК. У Чижевского техника исполнения пейзажей очень близка к технике письма импрессионистов – то же разложение тонов на чистые цвета, накладываемые на полотно отдельными мазками и рассчитанные на их оптическое смещение при восприятии картины зрителем (“Холодная осень. Первый снег”).

 

А.Л.Чижевский.

 

Зимой

 

Гремит, звенит на солнце день.

Слепят восторженные взоры

Розовощекие просторы,

Голубопламенная тень.

 

Сквозь остроколкий воздух видно:

В лесу, как в храме огневом,

Деревья блещут искровидно

Литым, чистейшим серебром.

 

И солнце ядрами дробится,

И, преломлясь о зеркала,

В зеленом сумраке угла

Взлетают радужные птицы.

 

Репродукции с картин А.Л.Чижевского “И снова осень”, “Жаркий день” и “Березы”.

 

Учитель МХК. Способы нанесения мазков у А.Л.Чижевского различны. В одних картинах – извилистые, рисующие мазки бегут по холсту (“И снова осень”); в других, наоборот, художник стремится к передаче устойчивых, объемных форм (“Жаркий день”); для третьих характерны эскизность и динамичность обработки формы, по которой скользит свет (“Березы”).

 

А.Л.Чижевский.

 

Летнее утро

 

Что за утро! Что за радость!

Боже, весело как мне!

Мир Твой нежится на сладость;

А в лазурной вышине,

В светло-синей колыбели,

Раздаются песни-трели

О заветной стороне…

Что за краски! Эти краски –

Блики солнца на земле!

Глаз не верит чудной сказке –

Он привык к туманной мгле!

В этом свете, в этой воле

Растворись душой своей, –

Минут слезы, сгинут боли,

Станет жизни веселей!..

Утро тихо… Звон далекий

Раздается в тишине;

Лучезарный, светлоокий

Что-то сладко шепчет мне!

Сердце, счастье, вдохновенье,

Пойте, славьте чудный день –

Прочь ничтожное сомненье!

Прочь назойливая тень!

 

Репродукция с картины А.Л.Чижевского “Светлая поляна”.

 

Учитель МХК. Оригинален прием художника в картине “Светлая поляна”. Два огромных ствола на переднем плане не только не закрывают фокуса, а наоборот, его подчеркивают и усиливают зрительный эффект второго плана.

 

А.Л.Чижевский.

 

Гармония мира

 

Нестройный шум толпы. Нестройный шум лесов…

О, в этих первобытных шумах

Есть сходство странное: есть много голосов,

Твердящих о единых думах.

 

Они – глашатаи неведомых глубин, –

Глубин таинственно-единых,

Они – предчувствия всеобщих нам судьбин, –

Мучительно-непостижимых.

 

Учитель МХК. Как оценено художественное наследие А.Л.Чижевского?

О значимости художественного наследия ученого для наших современников свидетельствует тот факт, что Чижевский-художник не раз был представлен подборками картин на различных художественных выставках: на международной выставке “Время-пространство-человек” (Москва, 1980 г.), на выставке “Ученые рисуют” (1982 г.), на выставке “Художники – узники лагерей” (Караганда, 1993 г.).

Все выставки работ А.Л.Чижевского были посмертными. Среди них и персональные, которые проходили сначала (в 60-70-е годы) в различных клубах, Домах культуры, институтах Москвы и Подмосковья, затем (в 80-е годы) в выставочном зале Караганды. Начиная с конца 80-х годов выставки работ Чижевского-художника проходят в Калуге. Первая калужская выставка картин ученого открылась в фойе Народного дома в 1989 г. во время празднования 92-й годовщины со дня рождения ученого. Наиболее полная выставка его картин была в 1992 г. в Калужском художественном музее. Отдельные его картины были частью экспозиции на тематических выставках о наследии Чижевского-ученого, проходивших в ГМИК им. К.Э.Циолковского (выставка 1990-91 гг. “А.Л.Чижевский – ученый, художник, поэт”, 1997 г. – “А.Л.Чижевский – пионер космической биологии”).

По мнению А.В.Григорьева (председателя Ассоциации художников революционной России в 20-е годы), А.Л.Чижевский выступал как “весьма даровитый художник, обладавший тонким колористическим чутьем”. Более точную оценку художественному наследию ученого дал член-корреспондент АН СССР Д.И.Блохинцев: “Многие из его акварелей просто прекрасны, другие хороши. Но, может, самое главное, о чем говорят эти картины … как и стихи, … заключается в том, что они раскрывают перед нами образ истинно великого русского человека в том смысле, в котором он всегда понимался в России. Необходимой и неотъемлемой, обязательной чертой этого образа были не столько успехи в той или иной науке, а скорее создание мировоззрения. Наука, поэзия, искусство – все это должно быть лишь частью души великого и его деятельности”.

Рис. 26  А.Л.Чижевский за мольбертом в Кратово (Подмосковье)

 

Чижевский к списку своих художественных работ за 1910-40 гг., в качестве эпиграфа взял слова К.А.Тимирязева: “Между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя органическая связь...”. И именно эта “внутренняя органическая” связь и была особо дорога А.Л.Чижевскому и прошла основным стержнем через все его научное, поэтическое и художественное творчество, через

“Мысли, картины, стихи,

Трезвой науки плоды...”

(Из стихотворения “22 февраля 1950 г.”)

 

Несомненно, что “… подробное изучение живописных работ ученого поможет… подобрать ключ к раскрытию его поэтических образов… и установить их связи с литературной и… научной сторонами его деятельности” (В.Н.Ягодинский).

 

Заключение

 

Учитель МХК. Вы сегодня познакомились с художественным творчеством А.Л.Чижевского. Мы надеемся, что после проведенного урока у кого-то из вас возникнет потребность глубже познать и осмыслить творческое наследие ученого.

 

Вопросы

 

1. К какому направлению живописи близки картины А.Л.Чижевского?

2. Назовите имена нескольких представителей этого направления искусства. Кто из них был учителем у А.Л.Чижевского?

3. Что вы можете сказать о сюжете картин ученого?

4. Всегда ли А.Л.Чижевский мог писать картины с натуры?

5. Как велико число картин ученого?

6. К какому периоду времени относятся последние живописные работы А.Л.Чижевского?

7. Каково ваше впечатление о картинах ученого? Охарактеризуйте их.

 

Рекомендуемый план дальнейшей работы

 

1. Провести урок “Импрессионизм. Постимпрессионизм”, при подготовке к которому можно поручить учащимся сделать небольшие сообщения про художников-импрессионистов на 5-7 мин.

2. Провести урок “Художники Калужского края” (Л.Климентовская, С.Васильчиков и др.), оформить выставки их картин, пригласить на эти уроки самих художников.

3. Посетить Калужский областной художественный музей, выставку картин Л.Климентовской, художественную галерею “Образ”.

4. Провести урок “Художники – узники лагерей”, зачитать воспоминания, оформить выставки их картин.

 

Литература

 

1. А.Л.Чижевский / Вступ. ст. в сб. тезисов докладов международной конференции “Актуальные проблемы современного естествознания” (ИНТЕРНАС’97). – Калуга, 1997.

2. Александр Леонидович Чижевский: Выставка произведений: Графика, акварель. – Б.м., 1989.

3. Александр Чижевский. Времена года: поэзия, живопись / Сост. Энгельгардт Л.Т. – М.: МЦР, 2000.

4. Александр Чижевский. Поэзия живописи / Сост. Энгельгардт Л.Т., Манакин А.В. – Калуга: “Золотая аллея”, 2000.

5. Байдин В.В. Художник науки // ж. “Природа”. – 1982, № 10.

6. Импрессионизм, постимпрессионизм / Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Платонова Н.И., Синюков В.Д. – М., “Педагогика”: 1983.

7. Календарь на 1997 г. “А.Л.Чижевский: Поэзия живописи” / Сост. Манакин А. – Тула: ИПО “Лев Толстой”, 1995.

8. Калитина Н.Н. Искусство стран Западной Европы последней трети XIX в. / Детская энциклопедия. – Т. 12. Искусство. – М.: “Педагогика”, 1977.

9. Луцкая Е.Л. На Марсе розовое небо: Ученые рисуют // ж. “Вестник АН СССР”. – 1982, № 12.

10. Морозов Р., Бурыкина Е., Зуева Л.С. Импрессионизм в поэзии А.Л.Чижевского (основные принципы импрессионистического искусства в творчестве А.Л.Чижевского) / Сб. избранных трудов научных молодежных Чтений памяти А.Л.Чижевского, вып. 1. – Калуга, 1996.

11. Семенова С.Г. Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) / Сб. “Русский космизм”. – М.: “Педагогика-пресс”, 1993.

12. Чижевский А. В науке я прослыл поэтом…: Стихотворения / Сост. Энгельгардт Л.Т. – Калуга: “Золотая аллея”, 1996.

13. Чижевский А.Л. Вся жизнь. – М.: “Советская Россия”, 1974.

14. Чижевский А. Стихотворения / Сост. Безъязычный В.И. – М.: “Современник”, 1987.

15. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. – М.: “Наука”, 1987.

 

 

Следующая страница –>
Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва и ООО "НПП "Альфаприбор".
Почтовый адрес: 430005, г. Саранск, главпочтамт, а/я 33. Телефон/факс: (834-2) 32-74-88. Электронная почта: ion@moris.ru, alfapribor@mail.ru Официальный сайт Мордовского госуниверситета. Публикация материалов возможна только при наличии ссылки на данный документ.
© Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва, НПП "Альфаприбор", 2003-2017 г.