Люстра Чижевского. Ионизатор воздуха. Официальный сайт Мордовского госуниверситета.
Текущая страница: Материалы от биографа Чижевского Сёмочкиной О.В. Уроки Чижевского. В науке я прослыл поэтом.

Люстра Чижевского.рф


Книга "Уроки Чижевского".

Разделы сайта:
Главная
А.Л.Чижевский
Люстра Чижевского
Принцип работы
Параметры
Применение
Противопоказания
Недостатки
Термины
Литература
Дополнительные материалы

   Материалы от биографа А.Л.Чижевского Сёмочкиной О.В.

   Уроки Чижевского
      В ритме Солнца
      Молния в руках человека
      Электроокраска
      Структурный анализ движущейся крови
      В науке я прослыл поэтом
      Символ света
      Живопись А.Л.Чижевского
      Философия А.Л.Чижевского
      Экскурсии
      Памятные места Москвы, связанные с жизнью и деятельностью Чижевского
      Воспитание на примере А.Л.Чижевского

      Стихи Чижевского.
      Книга "Музыка тончайших светотеней".
        Часть 1
        Часть 2
        Часть 3
        Часть 4
        Часть 5
        Часть 6
        Часть 7
        Часть 8
        Часть 9

        Живопись Чижевского



Ионизаторы воздуха люстры Чижевского Аэроион-25 Мордовского университета Модели ионизаторов воздуха (люстр Чижевского), цены, условия поставки на сайте: http://www.ion.moris.ru

Из книги "Уроки Чижевского".
Авторы - Сёмочкина (Панферова) Ольга Владимировна, Прасолова Елена Лазаревна.

Устный журнал на тему: “В науке я прослыл поэтом…”


Цели журнала

 

- познакомить учащихся с понятиями “красота науки”, “эстетика учебной деятельности”;

- показать учащимся взаимосвязь художественного и научного познания мира;

- научить учащихся эстетически воспринимать научные факты;

- привлечь внимание учащихся к поэтическому наследию А.Л.Чижевского;

- раскрыть духовный строй богатой внутренней жизни ученого;

- развивать у учащихся эстетическое отношение к учебе.

 

Методические рекомендации к проведению журнала

 

Заранее выбрать ведущих и учащегося, который будет исполнять роль А.Л.Чижевского. Можно предложить двум учащимся исполнять роль А.Л.Чижевского – один будет читать его стихи, другой – зачитывать отрывки из “Земного эха солнечных бурь” и “Физических факторов исторического процесса”. Желательно чтобы стихи читались наизусть.

В качестве ведущих могут быть преподаватели как литературы, этики, психологии, так и преподаватели естественно-научных и физико-математических дисциплин, например, физики, биологии и др.

 

Примерный план проведения журнала

 

1 страница. Наука в поэзии

 

1-ый ведущий. Поэзия и наука с момента своего зарождения неразрывно органически связаны между собой.

Поэзия выражает прежде всего душевные начала человека. Еще в доисторические времена в суровой борьбе за свое существование человек все же находил время для своей духовной жизни в украшении своего жилища, утвари и оружия, а также в выражении своих чувств и мыслей в сказке, песне, фольклоре. На всех ступенях своего существования люди стремились к созданию таких форм, которые бы отличались изяществом, гармонией и удовлетворяли бы их эстетическим вкусам. Так как душу человека нельзя вложить в какую-то схему, то и поэзия, как ее выразитель, безгранична по своим возможностям. “Истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа может стать таким откровением, какого не достигнет строго размышляющая философия или наука”, – писал А.Л.Чижевский в своем проекте “Академия поэзии”.

            Взаимодействие факторов науки и искусства в одной личности – явление весьма известное, и причем с давних времен. Как объяснить достижение таких поразительных успехов в науке и в искусстве, какие были у Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносова, Гете и других корифеев науки и искусства? Многие ученые, работающие одновременно в науке и искусстве, не имеют отдыха в обыденном понимании этого слова. Их отдых – это смена занятий. В свободное время они с увлечением занимаются живописью, поэзией или чем-либо другим.

            В животрепещущем вопросе, в вопросе взаимосвязи физики и лирики, до последнего времени не было единства взглядов. Еще не так давно скрещивались копья физиков и лириков в споре о том, кому принадлежит в наш век научно-технической революции примат в жизни общества – физикам или лирикам. Однако, с каждым годом все больше и больше крепнет союз между физиками и лириками, все больше и больше выявляется рыцарей в поэзии и науке. Что есть общего в поэзии ученых-поэтов – так это взволнованный патриотизм, нежная и святая любовь к Родине.

            Выдающийся русский ученый А.Л.Чижевский работал над широким кругом проблем, изучающих зависимость жизни землян от жизни Космоса, он стал основоположником трех наук: гелиобиологии, аэроионификации и электрогемодинамики; к тому же он был поэтом и художником.

 

А.Л.Чижевский. “За всю мою жизнь я не имел времени, чтобы систематически заниматься стихотворством, хотя всегда питал к этому искусству определенное пристрастие”.

 

1-ый ведущий. И струна этого пристрастия к тонкому мастерству поэзии звучала в творчестве ученого на протяжении всей его жизни, полноправно переплетаясь с наукой.

 

А.Л.Чижевский.

В науке я прослыл поэтом,

Среди поэтов – я ученый,

Увы, не верю я при этом

Моей фортуне золоченой.

 

Мой путь поэта безызвестен,

Натуралиста путь тревожен,

А мне один покой лишь лестен,

Но он как раз и невозможен.

 

Из стихотворения “В науке я прослыл поэтом…”

 

1-ый ведущий. Многие задаются вопросом: каким образом в одном человеке могли сочетаться ученый, поэт и художник? – такое триединство в различных областях творчества? На этот вопрос очень хорошо ответил В.Г.Белинский: “Философ говорит силлогизмами, поэт – образами и картинами, а говорят одно и то же. Политэконом, вооружаясь статистическими числами, доказывает, действует на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком действительности, показывает, в верной картине, действуя на ориентацию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один – логическими выводами, другой – картинами”.

  Особая значимость творческого гения А.Л.Чижевского в том, что его дарования не только сочетались, но и взаимопроникали. Ему одинаково дорог мир науки, отражающий жизнь в объективных научных теориях, гипотезах, статистических цифрах, графиках, и мир искусства с его отражением жизни в художественных образах. Мир науки и мир искусства – это путь к познанию, это видение одного и того же – жизни. Для А.Л.Чижевского наука и поэзия – союзники, их объединяет творческий гений:

 

А.Л.Чижевский.

Так и поэзия в пустой войне с наукой,

По сути же у них – единый корень;

Обязаны служить единому – познанью,

Познанье же, друзья, вмещает все в себе:

Материю и дух в извечной их борьбе.

 

Из стихотворения “Подсолнечник”

 

1-ый ведущий. Как оценили современники многогранность таланта ученого? Обратимся к воспоминаниям А.Л.Чижевского:

 

А.Л.Чижевский. “Однажды кто-то все-таки передал Владимиру Владимировичу (Маяковскому – А.Л.Ч.) тетрадку моих стихов, после прочтения коих он дружески похлопал меня по плечу, сказав:

– Из вас вышел бы неплохой поэт, если бы Вы меньше увлекались наукой. Поэзия и наука очень ревнивы: не признают любовниц! И та и другая кровопийцы!

Тут Владимир Владимирович явно съехидничал: он сказал, что у меня нет жены, а есть две любовницы. И кровь мою никто не пьет, а это– плохо”.

 

1-ый ведущий. Поэзия у А.Л.Чижевского тесно переплетается с наукой, а наука с поэзией, создавая нечто единое целое.

 

А.Л.Чижевский. “Я считал…, что математика равноценна поэзии, живописи и музыке. Я считал, что плюс и минус – величайшие знаки природы. Природа оперирует с этими знаками, как хирург скальпелем”.

 

1-ый ведущий. Уже детские стихи А.Л.Чижевского нередко имеют естественно-научную подоплеку. И это неудивительно, ведь он, как все дети, хотел узнать, как устроен и из чего состоит окружающий его мир:

 

А.Л.Чижевский.

Когда еще совсем ребенком был,

Просиживал я целыми часами

У маленькой травинки, у цветка,

Смотрел, как движутся они:

Колеблются ль от ветра,

Иль солнца луч

Их движет лепестки.

 

1-ый ведущий. Поэтическое наследие А.Л.Чижевского очень разнообразно: в его стихах и пейзажная лирика, и философская, как у многих поэтов-мыслителей или поэтов-ученых. Но далеко не у всех ученых, писавших стихи, можно найти взаимопроникновение, выросшее из единства корня науки и поэзии, как у А.Л.Чижевского!

Этот вывод подчеркивает еще одну особенность его лирики – научное мироощещение, интеллектуальное содержание. Названия многих стихов говорят сами за себя: “О времени и пространстве”, “Космос”, “Материя”, “Солнце” и т.д.

 

А.Л.Чижевский.

 

Космогония Бетховена

 

Глухой Бетховен исступлений сладость

В неистовой душе воссоздавал:

Необозримые печаль и радость

В космическом значении Начал…

 

И раскрывались солнечные дали,

Благоволением просветлены.

И птицы в полдень майский щебетали

На лоне Дионисовой весны.

 

И в небе золотистом и сапфирном

Цвела неповторимая страна,

И счастьем неизведанным, всемирным

Душа была напоена.

 

Но тьма звучала дьявольским напевом,

И демоны свой поднимали рев,

Сверхчеловеческим гневилась гневом

Стихия зла у адских берегов.

 

И жег огонь страстей и вожделений

Живые души, и язык огня

Победные созвучья песнопений

Бросал в наш мир, мажорами звеня.

 

То были битвы грозных великанов:

Все мирозданье превращалось в дым.

Во тьме неизмеримых океанов

Метался дух бездомным и нагим.

 

И бредил дух пифийским страшным бредом,

И ясен был осуществленный бред:

Мир восходил к неведомым победам,

Но никогда не достигал побед.

 

И снова в мрак, зияющий, безлунный

Мир упадал в определенный час:

В глухой тоске томились сердца струны,

Зловещим хаосом разило нас…

 

Сквозь долгий строй земных тысячелетий

Созвучья древние услышал он,

И чуждым стал в бесстрастном нашем свете

В пафус иной Вселенной погружен.

 

Так он вещал из молчаливой бездны,

Насыщенной звучаньем скрытых сфер,

Гармонией тех вихрей многозвездных,

Где борются Христос и Люцифер.

 

1-ый ведущий. В стихотворениях А.Л.Чижевского часто встречается научная терминология. Это и понятно – ведь в своей поэзии ученый не мог не отражать идеи, над которыми он работал:

 

А.Л.Чижевский.

 

И познаю я то, что было непонятной

Трансцендентальностью идей

И что теперь мне стало странно-внятным –

Наследье древнее людей.

 

И вызываю я на пир моих видений

Математических богов,

И стройные ряды державных уравнений

Я передать земле готов.

 

Из стихотворения “Числа”

 

1-ый ведущий. У А.Л.Чижевского есть стихи, построенные на материалах научных открытий, а иногда – наоборот, поэтические образы предваряют научные открытия.

 

А.Л.Чижевский.

 

Ма-Туан-Лин

 

Когда поднимет лёс свой серо-желтый дым

И Солнце станет в нем кроваво-красным кругом,

Идет Ма-Туан-Лин к орудиям своим

И наблюдает диск с волненьем и испугом.

 

Опять светило дня извилистым пятном

Свой омрачило лик в явленьи непонятном:

Как бы большая птица – утка, а кругом

На солнечном пруде полощутся утята.

 

Что делается там? Что значит этот знак?

Вопросы важные гнетут Ма-Туан-Лина,

И долго бродит наш встревоженный монах,

Мечтая о судьбе светила-исполина.

 

И, утомясь, идет он в келию – свой дом,

И, взяв папирусы, – плод многонощных бдений

Он в летопись свою заносит этим днем

Волнующие мысль итоги наблюдений.

 

И, может быть, сравнив не малый список дат,

Когда по Солнцу проплывали стаи уток,

Китаец-астроном отметить был бы рад

Меж них – одиннадцатилетний промежуток.

 

1-ый ведущий. А.Л.Чижевский создал новую науку – гелиобиологию – науку о влиянии солнечного излучения на живые организмы Земли: на животных и человека, на растения и микроорганизмы. И это нашло отражение в его стихах “Солнце”, “Космос”, “Галилей” и другие.

 

А.Л.Чижевский.

 

Галилей

 

И вновь и вновь взошли на Солнце пятна,

И омрачились трезвые умы,

И пал престол, и были неотвратны

Голодный мор и ужасы чумы.

 

И вал морской вскипел от колебаний,

И норд сверкал, и двигались смерчи,

И родились на ниве состязаний

Фанатики, герои, палачи.

 

И жизни лик подернулся гримасой:

Метался компас – буйствовал народ,

А над землей и над людскою массой

Свершало Солнце свой законный ход.

 

О, ты, узревший солнечные пятна

С великолепной дерзостью своей –

Не ведал ты, как будут мне понятны

И близки твои скорби, Галилей!

 

1-ый ведущий. В 1918 г. А.Л.Чижевский заложил начало другой науке – аэроионификации,. Он обнаружил, что отрицательные ионы воздуха благотворно действуют на организм человека, животных и растений, а ионы положительного знака, наоборот, угнетают жизнедеятельность всех организмов. Вот как ученый пишет о благах аэроионификации в своем стихотворении “Человеку”:

 

А.Л.Чижевский.

 

Человеку

 

Подобно Прометею

Огонь – иной огонь -

Похитил я у неба!

Иной огонь – страшнее всех огней

И всех пожаров мира:

 

Я молнию у неба взял,

Взял громовые тучи

И ввел их в дом,

Насытил ими воздух

Людских жилищ,

И этот воздух,

Наполненный живым Перуном,

Сверкающий и огнеметный,

Вдыхать заставил человека.

 

Сквозь легкие, через дыханье

Провел его я в кровь,

А кровь огонь небес

По органам и тканям

Разнесла, и человек

Преображенный ожил!

 

Один лишь раз в тысячелетье,

А то и реже,

Равновеликое благодеянье

У природы

Дано нам вырвать.

 

Вдыхай же мощь небес,

Крепи жилище духа.

Рази свои болезни,

Продли существованье,

Человек!

 

1918 год, 23 марта 1945 года, Кучино.

 

1-ый ведущий. Обратим внимание на призыв ученого: “Вдыхай же мощь небес, Крепи жилище духа”. Из стихотворения видно, что подвиг ученого – во имя продления жизни, во имя борьбы с болезнями: “Рази свои болезни”. Как образно и мудро звучит: “Крепи жилище духа”, и сколь глубокий смысл в этих словах, и сколь гуманна цель ученого! У этого стихотворения две даты: первая дата – 1918 г., когда молодой ученый только-только начинал делать первые шаги в науке, и вторая дата – 23 мая 1945 г., когда он, несмотря на то, что находился в заключении, оттачивал и усовершенствовал свои идеи по аэроионификации, показав тем самым, что он не только гений, но и герой – не сломился, продолжал работать, несмотря ни на что!

 

А.Л.Чижевский.

 

Невыносимо тлеть и гаснуть в заточеньи,

В глухом бездействии, в бессилии, впотьмах.

 

Из стихотворения “Влечение”

 

1-ый ведущий. Проницательный ум А.Л.Чижевского и сила интуиции позволили ему нащупать важнейший компонент организма, определяющий его жизненную активность и чутко улавливающий все внешние воздействия, наиболее целесообразно реагируя на них своими структурными и химическими изменениями, – кровь. Находясь в заключении и располагая несовершенным оборудованием, А.Л.Чижевский разработал теорию электрогемодинамики. Свои мысли того времени он описал в стихотворении “Мера жизни”.

 

А.Л.Чижевский.

 

Мера жизни

 

Часами я сижу за препаратом

И наблюдаю жизни зарожденье:

Тревожно бьется под живым субстратом

Комочек мышц – о, вечное движенье.

 

Движенье – жизнь. Сложнейший из вопросов.

Но все догадки – всуе, бесполезны.

Возникло где? Во глубине хаосов?

Пришло откуда? Из предвечной бездны?

 

Бессилен мозг перед деяньем скрытым:

Завеса пала до ее предела.

Здесь времена космические слиты

В единый фокус – клеточное тело.

 

Я тон усилил до органной мощи

Катодной схемой, – слышу ритмы струек:

Несуществующее, а уж ропщет!

Неявленное, а уж протестует!

 

Должно быть, жизнь – заведомая пытка –

В зародыше предвидит истязанье:

В развертываньи жизненного свитка

Звучит по миру терпкое страданье.

 

Но страшны тоны сердца, и тревога

За бытие земное не случайна.

Да, мера жизни – это мера Бога

И горько-недоступная нам тайна.

 

1-ый ведущий. В этом стихотворении также много научных терминов: “субстрат”, “клеточное тело”, “катодная схема”. Да и сам текст несколько необычен по своему стилю: философские проблемы бытия излагаются с научной точки зрения.

Стихотворение относится к 1943 г., и в нем ученый размышляет о проблемах гематологии крови, но, правда, не столь четко, как о проблемах гелиобиологии и аэроионификации в целом ряде стихотворений из научной тематики. Среди них ясностью и доступностью отличается стихотворение “Шу-Ра”, написанное тоже в 1943 г. К слову, в детстве родные звали Александра Леонидовича Шурой, и символично то, что поклоняясь синтезу в науке, ученый и в своем имени узрел момент оного, а именно, что оба божества в его имени “в одно совмещены”.

 

А.Л.Чижевский.

 

Шу-Ра

 

Обоим, боги, вам я поклоняюсь страстно, –

Бог чистый Воздуха и Солнца ясный бог!

Я посвятил вам жизнь – и будто б не напрасно:

Здоровье я свое, вам кланяясь, сберег.

 

Среди других божеств – вы лучшие два бога:

Мы дышим воздухом – и солнце нас живит.

Я изучаю вас прилежно, долго, строго;

Я нечто в вас открыл – и лаврами увит.

 

Что будем мы друзья, – то знали при рожденьи

Мои родители – с небес извещены.

Вы оба божества – довольны без сомненья, –

Что в имени моем в одно совмещены.

 

1-ый ведущий. Действительно, ученый посвятил жизнь проблеме лечебного воздуха (аэроионификация) и проблеме влияния Солнца на живые организмы (гелиобиология).

Альфой и омегой научного и поэтического творчества А.Л.Чижевского было чувство гуманизма и любви к человеку, как неугасимый огонь пронес он их через всю жизнь.

 

Подведем итог.

 

На первой странице вы стали свидетелями проникновения науки в поэзию А.Л.Чижевского. Вторая страница расскажет вам, как у А.Л.Чижевского тексты научных работ облагораживались его литературным дарованием.

 

2 страница. Поэзия в науке

 

2-ой ведущий. Познакомимся кратко с научными трудами ученого. Зачитаем строки, написанные рукой гения, точнее пером ученого и пером литератора одновременно.

Следуя хронологическому порядку, начнем с работы “Физические факторы исторического процесса”, которая была издана в Калуге в 1924 г. В ней ученый впервые в истории человечества доказал взаимосвязь между событиями социальной истории (бунты, войны, революции) и космическими факторами. Чижевский сделал открытие на грани двух наук – биологии и социологии о том, что “социальные процессы подвержены солнечно-обусловленной ритмике”. Текст “Физических факторов…” чисто научный, но культура выражения мыслей столь высока, что может быть сравнима с текстом профессионального литератора. Благодаря культуре и стилю изложения научное содержание не только не утомляет, а увлекает.

 

А.Л.Чижевский. “К солнечному свету растения проявляют чрезвычайную чувствительность: они совершают самостоятельные движения по направлению к солнечному лучу…, располагая свои листья перпендикулярно к последнему. Утром листья поворачиваются к востоку, в полдень устанавливаются параллельно земле, а к вечеру склоняются к западу…, ибо, вообще, растения обнаруживают способность к различным движениям, подобно мыслящим существам”.

 

2-ой ведущий. В этом научном тексте ученый с мастерством литератора одушевил растения. Позже он сделает то же самое в своем стихотворении “Подсолнечник”.

 

А.Л.Чижевский.

 

Но ближе всмотримся в престранную игру:

Не только внешнее нас удивляет сходство,

А то, что каждый день, с восхода до заката,

Подсолнечник следит за братом в небесах!

Весьма настойчиво, внимательно, упрямо,

Направив на лучи свою головку прямо.

 

2-ой ведущий. В 1936-37 гг. во Франции вышли серии статей А.Л.Чижевского по солнечно-земным связям. Эти работы по гелиобиологии в Россию вернулись в 1973 г. в переводе с французского (выполнен Ниной Вадимовной Чижевской, женой ученого) книгой “Земное эхо солнечных бурь”. Ягодинский пишет: “Редакция сохранила авторский стиль: страстность, увлеченность, взволнованность”. Чижевский знал языковые средства на уровне профессионала-литератора. Он смело и непринужденно использует в научном тексте фразеологизмы, метафоры, сравнения, так свойственные перу литератора. Первая глава книги называется “Колыбель жизни и пульсы Вселенной”. Сколь образно и точно названа планета Земля – колыбель жизни! Или текст из самой главы:

 

А.Л.Чижевский. “… где-то в глубоком подполье, в подземных пластах человеческой мысли, мало-помалу накапливаются наблюдения огромной важности и созревают первоначальные порывы грандиозных обобщений будущего. И если кто-то, стоя на поверхности этого оживающего океана, зло и остро смеется над потугами связать мир астрономических и мир биологических явлений, то в глубине человеческого сознания уже много тысячелетий зреет вера, что эти два мира, несомненно, связаны один с другим”.

 

2-ой ведущий. Да, действительно, жизнь Земли и ее обитателей тесно связана с Космосом.

А вот какие фрагменты из той же книги о роли Солнца:

 

А.Л.Чижевский. “Несомненно, что главным возбудителем жизнедеятель-ности Земли является излучение Солнца…

Наука уже знает, что жизнь на Земле обязана главным образом солнечному лучу…

Казалось бы «смерть и Солнце не могут пристально взирать друг на друга». Однако это неверно: бывают дни, когда для больного человека Солнце является источником смерти. В такие дни из жизнеподателя оно обращается в заклятого врага, от которого человеку некуда ни скрыться, ни убежать”.

 

2-ой ведущий. Ярко, точно, ясно и понятно!

Часто А.Л.Чижевский для подчеркивания научной идеи пользуется сочетанием делового, научного стиля с художественно-образным.

 

А.Л.Чижевский. “… несомненно лишь одно: живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействий и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной…

Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца – этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет”.

 

2-ой ведущий. Научная речь ученого, соединенная с творческим воображением литератора говорит о том, что автор “Земного эха…” – человек широкообразованный и стремится изложить свои научные гипотезы и выводы доступно, с расчетом на интерес читателя.

 

А.Л.Чижевский. “… максимумы и минимумы космических и геофизических явлений согласно совпадают с максимумами и минимумами тех или иных явлений в органическом мире.

… при виде всех этих дружно вздымающихся и дружно падающих кривых наше воображение представляет себе животрепещущую динамику космо-теллурической среды в виде безграничного океана, покрытого рядами нарастающих и рушащихся волн, среди которых жизнь и поведение отдельного организма уподобляются незаметной и безвольной щепке, повинующейся в своем поведении, как и в настоящем океане, всем капризам окружающей его физической стихии”.

 

2-ой ведущий. Так образно ученый описывает синусоидальные графики кривых солнечной активности.

 

А.Л.Чижевский. “Перед взорами естествоиспытателей в огромном океане земной жизни открывается картина грандиозных и бурных волнений, среди которых отдельный индивид исчезает бесследно. Плавая на утлом челноке по этому морю и преодолевая напор каждой набегающей волны, пловец погружен в шум и смятение бушующей стихии, и горизонт его ограничен ближайшею громадой волн. Море представляется ему хаотическим и беззаконным существом. Но стоит ему подняться высоко над бурной поверхностью, как картина, обозреваемая им, совершенно изменяется. Шум и смятение уже больше не тревожат его, и с высоты он видит, как величественно и мерно движутся громады волн, то подымаясь, то опускаясь, и в движении этом он отмечает строгую гармонию”.

 

2-ой ведущий. Этот отрывок из научной книги может быть назван отрывком из классического художественного произведения.

Одну из глав “Земного эха…” автор назвал “Спазмы Земли в объятьях Солнца” – это очередной пример из ряда таких, как “Пульс Вселенной”, “Биение органического пульса согласовано с биением космического сердца” и т.д.

В Калуге в 1920-21 гг. ученым была написана работа “Основное начало мироздания”. Труд философского плана о мироздании, о всеобщем ритме в нем, о поколении миров, о ритмах и гармонии Вселенной увидел свет только в 1998 г., в связи со 100-летием со дня рождения А.Л.Чижевского.

 

А.Л.Чижевский. “… как ни один атом умершего существа не исчезает с лица земли, а целиком входит в круговорот вещества для созидания новых существ, так и на развалинах умершего мира возникает новый, чтобы на своем жизненном пути пройти все стадии развития и, наконец, умереть для рождения следующего нового мира.

Поколения миров – и есть этот грандиозный космический ритм. Единица его – одно колебание космического маятника во времени – занимает биллионы биллионов наших земных лет…

Само наше существование говорит за то, что космос уже неисчислимое количество раз восстанавливал себя из самого себя, иначе он давно уже завершил путь своей жизни и умер. Космос не знает истощения, ему присуща вечная жизнь, обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным космическим маятником…

На нас, которые являются зрителями этой девственной красоты и убеленной сединами мудрости природы, лежит обязанность снять маскирующие покровы с ее чела и взглянуть на те великие истины, которые запечатлены на нем. Мы – дети нашей Матери-Природы. Она хочет, чтобы мы были разумные, и в конце концов поняли и полюбили бы ее, ибо уже перестали бы бояться смерти”.

 

2-ой ведущий. Из всех вышеприведенных фрагментов работ видно, что А.Л.Чижевский не покидая строго научной почвы и логики, пишет образно во имя понятия сути гипотез и открытий.

 

Заключение

 

1-ый ведущий. В творчестве А.Л.Чижевского наука влияла на поэзию, обогащая ее содержание, а литературный талант помогал ученому излагать научные истины образно и ярко.

 

Вопросы

 

1. Серьезен ли спор о “физиках” и “лириках”? Что об этом пишет А.Л.Чижевский? А как думаете вы?

2. Отражались ли научные интересы А.Л.Чижевского на его поэзии? Что он сам говорит по этому поводу?

3. Какие стихотворения, отражающие его открытия в гелиобиологии, аэроиони-фикации и электрогематологии вы запомнили?

4. Каким образом поэзия А.Л.Чижевского находила свое отражение в разрабатываемых им науках? Приведите примеры.

5. Что свойственно научным трудам ученого?

6. Каким образом взаимосвязаны наука и поэзия в трудах ученого? Что вы об этом думаете?

 

Рекомендуемый план дальнейшей работы

 

1. Провести беседу на тему “От красоты познания к творчеству” (использовать литературу: Прасолова Е., Бусол М. Приобщение к прекрасному. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1985; Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. – М.: “Просвещение”, 1987).

2. Подготовить вечер на тему “Из истории замечательных открытий” (использовать литературу: Петрянов И.Б., Трифонов Д.Н. Великий закон. – М., 1976; Романцев Е.Ф. Закономерные чудеса. – М., 1976; Спасский Б.И. Физика и ее развитие. – М., 1979; Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы. – М., 1989; Фарадей М. История свечей. – М., 1982).

3. Организовать диспут на тему “Как рождаются открытия” (использовать литературу: Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. – Минск: “Беларусь”, 1994; Как стать еретиком / Сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск: “Карелия”, 1991; Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: “Наука” (Сиб. отд-ние), 1991 и др. литература по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач)).

 

Литература

 

1. Панферов Р.В. Метеор эпохи Возрождения // г. “Знамя” (Калуга). – 1991, 17 сент.

2. Прасолова Е., Бусол М. Приобщение к прекрасному. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1985.

3. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. – М.: “Просвещение”, 1987.

4. Становов С., Чернова Н., Семенюк И.В. Стилистические особенности научных и художественных произведений А.Л.Чижевского / Cб. избранных трудов научных молодежных Чтений памяти А.Л.Чижевского, вып. 1. – Калуга, 1996.

5. Отдел рукописей РГБ, фонд 218, картон 775.

6. Чижевский А. В науке я прослыл поэтом…: Стихотворения / Сост. Энгель-гардт Л.Т. – Калуга: “Золотая аллея”, 1996.

7. Чижевский А.Л. Вся жизнь. – М.: “Советская Россия”, 1974.

8. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: “Мысль”, 1976.

9. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским / Сост. Голованов Л.В. – М.: “Мысль”, 1995.

10. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы / Сост. Энгельгардт Л.Т. // ж. “Духовное созерцание”. – 1997, №№ 1-2, 3-4.

11. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924, репринт 1991.

12. Чижевский А. Стихотворения / Сост. Безъязычный В.И. – М.: “Современник”, 1987.

13. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. – М.: “Наука”, 1987.

 

 

Следующая страница –>
Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва и ООО "НПП "Альфаприбор".
Почтовый адрес: 430005, г. Саранск, главпочтамт, а/я 33. Телефон/факс: (834-2) 32-74-88. Электронная почта: ion@moris.ru, alfapribor@mail.ru Официальный сайт Мордовского госуниверситета. Публикация материалов возможна только при наличии ссылки на данный документ.
© Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва, НПП "Альфаприбор", 2003-2017 г.